Моделирование личных качеств менеджера


Руководитель современного типа (менеджер) – лицо, осуществляющее руководство предприятием или его подразделением, направляющее, орга­низующее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения определенных экономических, производственных и социаль­ных целей в условиях различных форм собственности.

Руководство организацией – это осуществление целого ряда функций, тесно связанных с характером коллектива, его задачами, составом, особен­ностями конкретных ситуаций. Чем яснее людям задачи, тем сплоченнее члены фирмы, тем дружнее они работают, тем организованней ведут себя на работе и отдыхе, тем лучше относятся к руководству.

Руководителя организацией следует рассматривать, прежде всего, как личность, обладающую конкретными качествами, являющимися предпо­сылкой успешного осуществления его деятельности.

Можно также добавить, что на деятельность и результаты работы любого менеджера оказывают влияние его темперамент, характер, тип личности, стиль работы.

Личность управленца оказывает сильнейшее влияние на формирование организационной культуры организации: "Каков поп – таков и приход".

Классифицировать качества современного менеджера можно, исходя из конкретных критериев. Например, критерии можно определить следую­щими сферами деятельности управленца:

I. Организационно-управленческая сфера деятельности организации.

II. Социальная сфера деятельности (работа с людьми).

III. Производственная сфера деятельности (производство, либо другая основная деятельность организации).

IV. Личность самого руководителя – стержневой элемент в интегри­рованной системе его сфер деятельности.

Отсюда общая интегрированная модель качеств управленца может быть представлена как система качеств его личности, каждое из которых пред­назначено для управления вышеназванными сферами его деятель­ности.

Рассмотрим смысловое значение сфер деятельности и соответст­вующих им моделей качеств менеджера.

Итак, критерий первый, базовый. Менеджер – руководитель всех сфер дея­тельности коллектива, например, руководитель фирмы, организации, пред­­приятия. Этому критерию соответствует классификация организа­цион­но-уп­рав­ленческая, отражающая общие управленческие требования к менеджеру.

Рассматривая блоки качеств, входящих в общую модель личностных качеств руководителя, приведем ключевые элементы вышеуказанной структуры.

В предлагаемой организационно-управленческой модели (табл. 2) совокупность необходимых менеджеру качеств представлена в виде шести крупных блоков:

  1. Профессиональная управленческая компетентность.

  2. Организаторские качества.

  3. Деловые качества.

  4. Нравственные качества.

  5. Политическая культура.

  6. Работоспособность.

Ранги качеств

Группы качеств

(первый уровень)

Критерии первого уровня

1

Профессиональ­ная управленческая компетентность

Наличие профессиональных знаний и уме­ний в сфере управления производством и людь­ми, знание работы на конкретной управленческой должности

2

Организаторские качества

Взаимоотношения с людьми

3

Деловые качества

Отношение к делу

4

Нравственные качества

Отношение к нравственности

5

Политическая культура

Отношение к интересам общества, трудового коллектива и личности работника

6

Работоспособ­ность

Способность к продолжительной творческой деятельности на руководящей должности

Профессиональная управленческая компетентность (табл. 3) вклю­чает пять групп качеств – организационно-управленческую культуру, эко­но­мическую культуру, правовую культуру, опыт руководства и, жела­тель­но, опыт работы в условиях частного предпринимательства. Каждая из этих групп опирается на вполне конкретные по содержанию первичные качества.

Формирование экономической культуры руководителя предполагает: изучение экономической науки; развитие экономического мышления; ов­ла­­дение экономическими методами управления; знание планирования, ста­тис­тики, финансирования и кредитования, бухучета, налогообложения, работы с ценными бумагами, экономики труда и др. направлений экономики.

Организаторские качества. Это сфера взаимодействия с людьми. Вклю­чают четыре подсистемы качеств: тяга к лидерству, умение кон­такти­ровать с людьми, умение организовать совместную трудовую деятельность и личную привлекательность

Деловые качества. Это сфера отношения к делу. Включает три основ­ные группы качеств: умение стратегически мыслить, предприимчивость (тактика действий) и личная организованность (табл. 5).

Умение мыслить стратегически предполагает: наличие высокого ин­тел­лекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассу­дительности; умение генерировать идеи, видеть и учитывать пер­спек­тиву, формулировать задачи, выделять главное, предвидеть последст­вия принимаемых решений.

Нравственные качества. Служебная этика предписывает руководи­телю быть справедливым в оценке способностей и поведения сотрудников, ровным в обращении, принципиальным в деле, внимательным, тактичным и благожелательным.

Вред взаимоотношениям в коллективе наносят самоуверенность и зазнайство, неумеренная категоричность, нетерпимость к критике, неуважение к личному достоинству подчиненных, их профессиональному авторитету, грубость.

Политическая культура. Критерий ее – это понимание интересов всего общества, подчиненного коллектива и личности работника. Кроме того, она включает такие качества, как знание политической обстановки, умение вести дискуссию, терпимость к различным точкам зрения и др.

Работоспособность. Ее можно рассмат­ривать как способность к продолжительной и напряженной творческой деятельности руководителя.

С одной стороны, работоспособность опирается на физиологический потенциал: здоровье, возраст, тренированную нервную систему, отсутст­вие вредных привычек.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания