Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы. Экономика arrow Экономика arrow
Экономическое эссе по курсу «Микро-2»

Экономическое эссе по курсу «Микро-2»


В «Алпи» много «Юнимилка»

Красноярское УФАС подозревает «Юнимилк» и сеть гипермаркетов «Алпи» в нарушении закона о конкуренции на основании их договора о том, что продукция производителя должна занимать не менее 40% полок в гипермаркетах сети. Участники рынка говорят, что подобные договоры – распространенное явление.

Группа «Юнимилк» включает 25 молочных предприятий в России и два – на Украине. Оборот в 2006 г. – 22 млрд. руб. Основные совладельцы компании – менеджеры. Сеть «Алпи» (более 50 гипермаркетов в Красноярском крае, Кемеровской, Новосибирской областях и Республике Хакасии) развивает красноярское ООО «Сибирская губерния». Оборот сети в 2006 г. – около 10,6 млрд. руб.

Красноярское УФАС подготовило материалы для разбирательства по факту сговора «Юнимилка» с торговыми операторами «по ограничению конкуренции на рынке молочной продукции», сообщил «Ведомостям» заместитель руководителя краевого УФАС Олег Харченко. Рассмотрение дела назначено на завтра.

Весной контролеры УФАС провели плановую проверку материалов компании и ее партнеров и обнаружили дополнительное соглашение «Юнимилка» и «Алпи» к договору поставки на 2007 г., в котором торговая сеть обязалась предоставить производителю не менее 40% полочного пространства молочной витрины и не меньше 10% в отделе детского питания, рассказал Харченко. Ведомство также выяснило, что в договорах с другими продавцами – фирмой «Молком-Енисей», частными предпринимателями Шуриновым и Проценко – было условие о продаже продукции «Юнимилка» по определенной цене и в определенном объеме, сообщил чиновник.

Вице-президент «Сибирской губернии» Елена Пылова сказала, что ей неизвестно о претензиях со стороны ФАС. Отвечающая за связи с прессой сотрудница департамента по корпоративным коммуникациям «Юнимилка» Ирина Моисеева вчера отказалась комментировать ситуацию, сославшись на отсутствие лиц, уполномоченных давать информацию прессе.

Участники рынка говорят, что договоренность «Юнимилка» и «Алпи» – обычная практика на рынке. Многие крупные производители в договорах с сетью за определенный бонус оговаривают объемы присутствия своей продукции на полках магазинов, рассказал начальник дирекции закупки красноярской «Пятерочки» Максим Вертунов. «Это всегда обоюдное решение, и для сетей это порой очень выгодно», – говорит Вертунов. По его словам, 40% молочной витрины – это большая доля, но у крупноформатного «Алпи» хватает места и для продукции других производителей. Учитывая, что «Юнимилк» – лидер молочного рынка Красноярска с долей 35-40%, Вертунов считает претензии производителя на присутствие в сетях «уместными». По его подсчетам, за 40% молочной витрины «Юнимилк» мог заплатить сети не менее 4% от выручки с продаж своей продукции в одном гипермаркете.

Крупные производители всегда хотят занять хорошее место на полке, это 20% успеха продаж, объяснил один из топ-менеджеров «Омсквинпрома». Закрепление размера полочного пространства в договоре – лучший вариант для поставщика, поскольку дает гарантии в случае смены руководства сети, пояснил собеседник «Ведомостей».

Центральный аппарат ФАС пока анализирует практику отношений ритейлеров с поставщиками и разграничивает случаи злоупотреблений и «договоры, отражающие суть услуги розничной торговли», рассказал начальник управления контроля официальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. «Продажу полок поставщикам многие сети обосновывают подстраховкой от неудачного оборота товара, – говорит он. – Но, вероятно, более оправдан другой подход, когда ритейлер делит полочное пространство в зависимости от интереса потребителей к продуктам». По данным Нижегородцева, конкретные дела по подобным фактам ФАС еще не возбуждала.

Заведующий 31-м филиалом Московской коллегии адвокатов Михаил Карпов не усматривает в соглашении «Юнимилка» и «Алпи» нарушения законодательства. В данном случае может быть применена статья 178 УК РФ, однако для этого нужно доказать существенное ущемление прав других участников рынка или прав потребителей, считает юрист. Ситуация во многом зависит от того, какие торговые площади занимает «Алпи» в Красноярске; если сеть является монополистом – то можно говорить о нарушении законодательства. В противном случае повода для возбуждения уголовного дела нет, заключает Михаил Карпов.

Насколько обоснованы претензии ФАС к компании?

Красноярское управление Федеральной антимонопольной службы признало компанию "Юнимилк", а также трех ее дистрибьюторов виновными в нарушении закона "О защите конкуренции"1. По мнению контролирующего органа, компании заключили сговор с целью ограничения конкуренции на молочном рынке Красноярского края. Как известно, участники рынка удивлены претензиями антимонопольного ведомства.

Компания "Юнимилк" образована в 2002 году, контролирует около 15% российского рынка молочной продукции. Основные владельцы - Андрей Бесхмелъницкий, Андрей Блох и менеджмент. Компании принадлежит 29 молочных предприятий в России и два на Украине, в том числе "Петмол" (Санкт-Петербург), "Милко" (Красноярск), "Самаралакто". Основные торговые марки - "Простоквашино", "Петмол", "Актуаль", "Село Луговое". Оборот в 2006 году составил 22 млрд. руб.

УФАС, проанализировав соглашения о дистрибуции продукции "Юнимилк" с компаниями "Мол-Ком Енисей", "Проценко О.В." и "Шуринов А.М.", сочло, что они направлены «исключительно на продвижение продукции "Юнимилк».

Кроме того, антимонопольный орган (ФАС) отметил, что компания «Юнимилк» обязывала дистрибьюторов согласовывать с ней цены, по которым продукция будет реализована в рознице. УФАС сочло, что «Юнимилк» благодаря этим соглашениям смогла поддерживать цены на свою продукцию нерыночными методами, ограничивая при этом ценовую конкуренцию в Красноярском крае.

Красноярское УФАС известно громкими делами. В 2005 году оно добилось того, что компании Coca-Cola и PepsiCo отказались от заключения эксклюзивных договоров с дистрибьюторами и розничными сетями в регионе. В марте 2007 года ведомство вновь предъявило претензии компании Coca-Cola, обвинив ее в заключении «дискриминационных договоров».2

Однако участники рынка и эксперты удивлены претензиями ведомства. У компании «Юнимилк» в Красноярском крае есть завод, компания контролирует около 40% рынка в регионе. Претензии ФАС здесь действительно не совсем уместны? Ведь 40% не дает повода для того, чтобы говорить о монополии.

Например, в интервью газете «Ведомости» перс-секретарь компании "Вимм-Билль-Данн" Антон Сарайкин рассказал, что со своими дистрибьюторами они заключают договоры, согласно которым они не могут распространять продукцию своих прямых конкурентов, и они также устанавливают рекомендованные розничные цены на свою продукцию.3

Таким образом, ФАС обвинила производителя молочной продукции «Юнимилк» и розничную сеть «Алпи» в том, что компании заключили договор, противоречащий закону о конкуренции. Согласно договору продукция «Юнимилк» должна занимать не менее 40% полочного пространства молочной витрины и не меньше 10% в отделах детского питания во всех красноярских магазинах «Алпи». Согласно «Закону о конкуренции» претензии не совсем обоснованы, ведь доля присутствия «на полке» совпадала с долей присутствия компании в регионе.

К каким последствиям для общественного благосостояния, для потребителей и для производителей приводит политика компании сегодня?

Компания «Юнимилк» – это молодая и быстро растущая компания, образованная в 2002 году. Сегодня это один из лидеров российской молочной промышленности. Цель компании – стать самой эффективной молочной компанией на всем постсоветском пространстве. В среднесрочной перспективе усилия компании будут сконцентрированы на завоевании рынков России, Украины и Казахстана.

Компания стремимся к тому, чтобы успех всей компании ЮНИМИЛК способствовал процветанию нашего общества и каждого из нас. Ключевые составляющие успеха – эффективность, динамичность, качество, технологии и персонал.

В 2005 году чистая выручка компании составила порядка 14 млрд. рублей. В 2006 году чистая выручка компании превысила 22 млрд. рублей.

В 2005 году объем продаж компании составил 733 тыс. тонн. В 2006 году объем продаж – более 1 млн. тонн.

Доля группы ЮНИМИЛК на рынке молочной продукции составляет около 15%.

Продукция продается в России, Казахстане и на Украине.

В настоящий момент компания ЮНИМИЛК объединяет 25 молочных предприятий в России и 2 в Украине, имеются 72 региональных торговых представительства.

Стратегическая цель компании - стать Компанией, в которой люди стремились бы работать. Компания ставит перед собой амбициозные задачи, решить которые под силу только сплоченной команде профессионалов. Всего за несколько лет, прошедшие с момента образования, компания стала одним из крупнейших работодателей в России и в Украине.

«Юнимилк» уделяет особое внимание не только поиску высококлассных специалистов, но и вопросам их профессионального развития и мотивации. Система управления персоналом «Юнимилк» основана на принципе партнерских взаимоотношений сотрудника и компании и разделяемых всеми корпоративных ценностях.

Миссия группы «Юнимилк» состоит в том, чтобы стать лучшей молочной компанией за счет непревзойденного качества продукции, объемов производства и эффективной логистики, которая позволит обеспечить своей продукцией все важнейшие рынки сбыта в России, Украине и Казахстане. Стратегия компании нацелена на долгосрочный рост бизнеса, развитие инновационных технологий в производстве, расширение и укрепление партнерской сети, удовлетворение самых высоких требований потребителей к молочной продукции.

Для достижения этой цели жизненно необходимы - дисциплинированные люди, дисциплинированное мышление и дисциплинированные действия. Все подразделения компании «Юнимилк» разговаривают на одном языке и живут по единым корпоративным законам. Все должно быть просто, понятно и последовательно.

«Юнимилк» ставит себе задачу научиться лучше и быстрее всех в отрасли внедрять новые инновационные продукты и технологии, которые смогут повысить эффективность бизнеса.

«Юнимилк» занимает лидирующие позиции в тех регионах, где работает. Однако потенциал компании не исчерпан. Развитие компании направлено на упрочнение отношений с поставщиками молока, повышение эффективности производств и расширение дистрибуции на рынках присутствия. «Юнимилк» стремится, чтобы каждая семья в России, Украине и Казахстане ежедневно потребляли качественную продукцию, укрепляя свое здоровье и получая удовольствие от вкусной, современной и качественной продукции.

К каким последствиям приведет решение ФАС?

Если антимонопольная служба решит привлечь нарушителя к административной ответственности, компания, согласно КоАП РФ, может не досчитаться 15% выручки от реализации товара 4.

По данным отчета в газете «Ведомости», Красноярское УФАС прекратило дело в отношении «Алпи» и «Юнимилка», возбужденное в июне по признакам нарушения закона о конкуренции.5 Олег Харченко, замруководителя красноярского УФАС пояснил, что «Алпи» смогла доказать, что договор с «Юнимилком» не ущемляет интересов других поставщиков. Во всех гипермаркетах сети есть пустующие полки, ритейлер также показал, что может в два раза расширить полочное пространство молочных отделов. По словам Харченко, ведомство также не нашло производителей, которым могла отказать «Алпи» в размещении молочной продукции. Главный юрисконсульт «Сибирской губернии» Сергей Молчанов не смог оценить, сколько полочного пространства в «Алпи» простаивает.

В «Юнимилке» рады такому решению. «Наше соглашение изначально не ограничивало конкуренцию на молочном рынке, - уверен директор по корпоративным коммуникациям «Юнимилка» Павел Исаев. – Этот договор не мог привести к захвату нами регионального рынка - доля продаж «Алпи» в сбыте «Юнимилка» в Красноярском крае составляет около 7%». «Мы не выходили за рамки закона и действовали, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК: “Юнимилк” предложил нам интересные условия», - утверждает Молчанов.

Начальник управления контроля официальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев говорит, что ведомство пока не выработало однозначной правовой оценки таким соглашениям. «Продажи полок вредят самим сетям, для которых ограничивается выбор товара, - рассказывает Нижегородцев. - Но пока мы не видим очевидной угрозы конкуренции, поскольку розничный рынок низкоконцентрирован. Об ограничении конкуренции можно вести речь, когда сеть занимает доминирующее положение в регионе».6По данным «Финама», доля «Алпи» в розничной торговле Красноярского края – около 4,5%.

Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ «О защите конкуренции» N 135-ФЗ от 8.06.2006 (в ред. от 8.11.2008)// СПС Гарант

  2. Кодекс российской федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)// СПС Гарант

  3. Михайлов С. А. Вимм-Билль-Данн: взгляд изнутри / Сергей Михайлов // Ведомости. – 2007. – 11 декабря

  4. Попов Г.Д. Coca-Cola против PepsiCo / Геннадий Попоп // Ведомости. – 2007. – 4 марта

  5. Михайлов С. А. Алпи и Юнимилк/ Сергей Михайлов // Ведомости. – 2008. – 20 марта.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
 

Предметы
Геология
Информатика
История
Культура. Искусство
Математика
Медицина
Механика
Политология. Социология
Право
Промышленность
Психология
Религия. Логика. Этика. Философия
Сельское хозяйство. Биология. Ветеринария.
Строительство
Физика
Финансы. Экономика
Химия
Экология
Электротехника
Языки
Прочее