Искусство

Изменение социально-экономической ситуации привело к разви­тию искусств и ремесел. Бронзовые изделия делались сложнее и наряд­нее, применялась инкрустация из камней и цветных металлов; полу­чил и распространение бронзовые зеркала, украшенные золотом и се­ребром, резные диски и украшения из нефрита. Появились разнообраз­ные изделия из лака: полотняная или деревянная основа многократ­но покрывалась соком лакового дерева. Серебристые, красные и чер­ные узоры на этих изделиях состоят в основном из перистых завитков.

Вождь народного восстания Лю Бан (202 г. до н. э.), свергнувший династию Цинь и основавший династию Хань, вначале руководство­вался принципами даосского неделания (что выражалось, прежде всего, в мягкости налоговой политики). Но расцвет империи Хань был свя­зан с полным воцарением конфуцианства с характерным для него куль­том предков. Дороги к подземельям с гробницами знати охраняли ке­рамические фигуры зверей и обрамляли каменные пилоны. На стенах гробниц гравировались изображения стражей в длинных халатах, жи­вотных — символов сторон света (феникс, дракон, черепаха, тигр), ле­гендарные герои, сцены охоты, битв и даже покушений на императо­ров. Боги изображались в одежде чиновников. Ханьские погребения и дворцы украшались фресками, включая портреты, глиняными скуль­птурами (3 тысячи воинов в могиле Цинь Шихуанади).

Уже в период борьбы царств (IV-111 вв. до н. э.) постепенно скла­дывался общекитайский язык. Этому процессу содействовал и иерог­лифический характер китайской письменности: соотнесенность знаков с предметами, а не со словами, позволяла использовать их в раз­личных языках. Лишь к 1 в. до н.э. иероглифы приобрели почти совре­менные очертания (потеряли изобразительность).

Развитие с конца VIII в. до н. э. летописания, обогащение его ком­ментариями и опытом риторики привело к появлению во II — I вв. до н. э. первой сводной истории Китая - "Исторических записок" Сыма Цяня.

В конце IV в. до н. э. на основе народно-песенной традиции и ми­фологического материала поэт Цюй Юань создал крупные лирико-эпические произведения (аналог элегий и од) - "Скорбь отлученного", "Вопросы к небу". Один из первых людей государства Чу, он озабочен проблемами падения нравственности, отстаивает идею федеративного объединения китайских царств (объединение осуществилось в резуль­тате победы одного царства над остальными). Его последователь Сунь Юй (290-223 гг. до н. э.) также основывается на народном творчестве и ораторских традициях. В цикле "Девять изменений" он описывает свои настроения посредством аналогий со временами года. Его тяготение к даосскому мировоззрению сказывается и в независимой позиции по отношению к власть имущим. Оды поэта - это поэзия любовной то­ски, они рисуют идиллическую любовь на лоне природы.

Система имперского управления включала создание общегосударственных культов, основанных на народных традициях, в противовес местным аристократическим. Музыкальная палата Юэфу занималась сбором и обработкой народных песен. Возникли и авторские подража­ния фольклору — лирика в стиле юэфу.

Развитие театрализованных зрелищ привело к превращению акте­ров в особую касту, которой в столице был выделен особый квартал, но театр как таковой еще не возник.

В позднеханьской империи проживало около 60 млн. человек (1/5 населения земного шара). В крупнейших городах проживали до по­лумиллиона человек. Но этнический состав очень изменился. Корен­ное население в начале 1 в. н. э. сильно сократилось из-за ряда стихий­ных бедствий. В то же время большие массы переселились в погранич­ные округа. Туда же переселялись и кочевники, признавшие власть им­ператора (в частности, гунны и сяньби). После победы над цянами зна­чительные их массы были переселены в центральные районы империи. В конце III в. в столичной области "варвары" составляли более поло­вины населения. В начале IV в. в северную часть страны, ослабленную междоусобицами, начавшимися после распада ханьской империи, хлынули кочевые и полукочевые племена. Именно вожди этих племен возглавляли правительства сменяющих друг друга враждующих госу­дарств. Правительства этих царств копировали китайский чиновничий аппарат, опирались на китайских советников, но сохраняли свое обособленное положение. Возникает как бы двойное управление. Осно­вой хозяйства становятся индивидуальные земельные наделы, им противостояло крупное землевладение "сильных домов", имеющих свои воинские подразделения и подчинявших себе всю округу. Однако выс­ший слой "сильных домов" доступа к центральной власти не имел.

В I — II вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в V — VII вв.: в V в. в буддийских монастырях - 3000 человек, в VI в. — 82 700, в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей около 2 млн. человек. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией (что не вли­яло на отношение к другим религиям). Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи Будд.

Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали хра­мы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. В пе­щерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры Будд имели индий­ские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с бес­порядочно расположенными изображениями святых и небесных му­зыкантов. Но позже образы приобрели местные черты, проявилось чи­ста китайское мастерство линейного ритма. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов.

Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали изве­стными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

Во времена династий Тан (618-907 гг.) и Сун (589-617 гг.) форми­руется централизованное государство с жесткой иерархией (что соответ­ствовало идеалу махаяны). Претенденты на чиновничьи, а потом и на военные должности должны были сдавать экзамены, демонстрируя свои философские и литературные познания. В принципе к экзаменам до­пускались все, кто не принадлежал к простому люду, но три четверти кандидатов были из семей знати и чиновников. Ориентация общества на необходимость сдавать экзамены вызвала развитие системы образо­вания: в столице имелось восемь училищ, существовали школы и учи­лища в уездных городах. Появились крупные библиотеки. Указом им­ператора учреждены две академии: Лес Кистей и Собрание Мудрых, открывается школа актеров Грушевый Сад. Во второй половине IX в. книги печатают с помощью резных досок, составлен словарь литератур­ного языка, активизируется перевод санскритских текстов. В связи с раз­витием международных отношений появляются труды по географии.

В конце VI — начале VII в. создан жанр литературной новеллы. В прозе долгое время господствовал "параллельный стиль", полный ли­тературных и исторических намеков. В начале IX в. конфуцианское, по сути, движение "за возрождение древности" (Хань Юй и Лю Цзунъюань) вызвало к жизни новые жанры с ярко выраженной поучитель­ностью. Появляются любовные, фантастические и авантюрные новел­лы, городская повесть, сказовый жанр, берущий начало в буддизме.

Поэзия этой эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: "Полное собрание танских стихов" включало произведения 2300 поэтов. Наиболее значительны­ми фигурами в поэзии этого времени признаны Мэнь Хаожань, Ван Вэй. В поэзии наряду с традиционным высоким жанром ши, создание которого приписывалось Конфуцию, расцветает в Х в. жанр цы, пред­назначенный для песенного исполнения. В этом жанре писали стихи Лю Юн, поэтесса Ли Цинчжао, Су Ши и др.

В пейзажах XI—XII вв. тончайшие оттенки туши позволяют постро­ить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображе­ния одним цветовым тоном. Особенно поразительна способность ху­дожников использовать чистый фон для придания картине особого рит­ма. Иногда незаполненное пространство обретает действительный смысл: горы, сосны, крохотные хижины утопают в волнах тумана — на свитке Го Си "Осенний туман" (XI в.). Сливается с природой седая ста­рина: у древнего камня со стершейся надписью задумался усталый всадник на белом коне ("Читающий стелу" — Ли Чен, Х в.).

Пейзажи XII, XIII вв. лиричны и тревожны. Застыла сгорбленная фигурка в лодке, затерявшаяся на бесконечной плоскости воды ("Оди­нокий рыбак на зимнем озере" - Ма Юань). Наряду с грустными зим­ними пейзажами Ли Ди (XII в.) получают распространение и занима­тельные горизонтальные свитки, заполненные многофигурными бы­товыми и светскими сценами.

Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шел­ку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и кар­тины жанра "цветы и птицы" — правда, изображались и насекомые; и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой. На поэтичных кар­тинах Ван Вэя, уже упоминавшегося литератора, на золотистом шелке проступают едва намеченные черной тушью туманные дали. Именно его картины стали образцом для художников эпохи Сун.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >