Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы. Экономика arrow Основы менеджмента arrow
Современные западные теории и школы менеджмента

Современные западные теории и школы менеджмента


Современные западные теории и школы менеджмента

Теоретики современных западных направлений управления изображают бизнес в качестве верного служителя интересов всего общества: приписывают обществу «революции» разного рода, «организационная» - Боулдинг, «революцию менеджеров» - Бернхейм и другие.

Вплотную к теории менджеризма примыкает западная теория технократия. Американский социолог Т. Веблен, один из основоположников технократической теории, считал, что бизнесмены препятствуют нормальному использованию производительных сил общества, направлять развитие которых может только инженер, менеджер-бизнесмен, администраторы.

Гиперболизация роли управленческой деятельности имеет ряд западных социологов совершенно определенный смысл: доказать, что менеджеры-бизнесмены, администраторы являются главной направляющей силой развития производства.

Остроумное высказывание Ф. Фидлера гласит «Один из наиболее надежных способов стать президентом компании родиться в семье, которая владеет компанией». Можно добавить «Но для того, чтобы эффективно быть им, этого не достаточно, компания может быть передана по наследству, по способности управлять ей нельзя передать таким образом».

Теория «человеческих отношений». Особенность западных теорий управления заключается в том, что социологические концепции они развивают в тесной связи с практикой (Мари Фоллет, Элтон Мэйо).

  • а) В крупных западных фирмах должны работать специалисты не только по вопросам научной организации трудовых процессов, но и социологи, психологи, занимающиеся вопросами «человеческих отношений».
  • б) Данная школа подчеркивает необходимость, чтобы руководители изучали психологию людей и добивались лучших результатов через удовлетворение их нужд.

Вклад в менеджмент представителей теории: Мэри Р. Фоллет 1930 г.

  • а) Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации;
  • б) Групповой подход к решению проблем Элтон Майо 1927 г. Социологическая концепция групповых устремлений.

Эмпирическая (прагматическая) школа. Убеждаясь в несостоятельности создать науку управления, многие вообще отрицают необходимость теоретического подхода к решению проблем управления и проповедуют опыт голый эмпиризм. К этому направлению относится представители так называемой прагматической школы управления. Они утверждают, что целью управления является изучение положительного опыта в области руководства и конкретных ошибок.

При анализе концепции прагматической школы необходимо учитывать, что с одной стороны, нельзя отрицать тот факт, что практика есть хороший учитель и что есть польза от изучения ситуаций и задач, которые были решены в прошлом. Но с другой стороны, является безусловным то, что наука управления не может основываться только на прецеденте, к тому же будущие ситуации в ряде случаев не повторяют точно уже прошедших ситуаций. Метод решения данного управленческого вопроса в прошлом может быть совсем неподходящим для решения подобной ситуации в будущем. Кроме того, и это главное, проблему управления невозможно решить вне социально-экономических отношений общественного производства.

Операционная школа. В непосредственной связи с эмпирической школой находится так называемая операционная школа управления (управленческая функция – операция, отсюда и название).

Представители данного направления исходят из анализа практики управления, устанавливая, однако, при этом определенные принципы и некоторые теоретические положения. Управленческие функции рассматриваются, как правило, независимо от уровня управления.

Представители этой школы определяют управление как метод организации опыта управления для практики через процесс исследования эмпирического доказательства правильности разработанных принципов и правильного выражения их научных основ.

Эта школа, получившая наибольшее распространение в США, выступает, в сущности, против интеграции управления с другими отраслями науки (и в особенности с социологией); в то же время она использует достижения других школ, чтобы модернизировать некоторые из своих положений. Сторонники этой школы утверждают, что человеку присуще нежелание работать и его нужно непременно контролировать, направлять и наказывать.

Более подробно с имеющимися школами управления: их хронологий к вкладом в развитие общей теории управления мы познакомимся далее. Эта информация поможет Вам создать собственную концепцию управления, взяв наиболее полезное из каждой школы управления. Данная информация подготовлена по материалам книги Мескона, Альберта и Хедоури «Основы менеджмента» (рис. 5).

Из краткого анализа основных положений в рассмотренных школах управления видно, как много различных направлений, концепций и мнений относительно основ науки о управления существуют среди специалистов. Этот анализ и критическое отношение даже самих специалистов с различными школами подтверждают то положение, что в науке нет единой, общепринятой, законченной теории управления. Более того, вряд ли вообще будет создана монистическая, научно обоснованная, единая теория управления , хотя нужно признать, что рациональное зерно имеется в ряде существующих школ.

Определенная группа специалистов пытается объяснить причины этих разногласий по различием, возникшим в интеграции ряда слов и терминов в теории управления, то тем, что нет точного определения понятия «управление».

2

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
 

Предметы
Геология
Информатика
История
Культура. Искусство
Математика
Медицина
Механика
Политология. Социология
Право
Промышленность
Психология
Религия. Логика. Этика. Философия
Сельское хозяйство. Биология. Ветеринария.
Строительство
Физика
Финансы. Экономика
Химия
Экология
Электротехника
Языки
Прочее