Компоненты бизнес-плана

Основными компонентами любого бизнес-плана являются две взаимосвязанные вещи:

  • реалистичный анализ среды, в которой работает или собирается работать компания;

  • четкое описание стратегий работы компании в упомянутой выше среде.

Ваша компания и ее окружение

Прежде, чем приступить к процессу составления бизнес-плана, необходимо установить те внешние факторы, которые влияют на деятельность вашей фирмы.

Анализ факторов внешней среды позволит вам определить сильные и слабые стороны вашей фирмы, внеш­ние угрозы ее существованию и потенциальные возможности развития.

Одним из таких факторов является природа самой компании и род ее деятельности. Это, в частности, включает в себя определение следующих позиций:

  • 1. Товары или услуги, которые компания производит или оказывает.
  • 2. Потребители товаров и услуг компании.
  • 3. Конкурентная база компании (например, цена или качество).
  • 4. Отношение компании к росту и дальнейшему развитию.
  • 5. Метод оценки результатов деятельности.

Конкретное определение указанных позиций позволит выяснить сильные и слабые стороны компании за счет сравнения структуры операций вашей компании и аналогичных ей фирм.

Природу окружения компании определяют четыре основные силы: поставщики, покупатели (потребители), другие компании, намеревающиеся выйти на рынок, и новые продукты/услуги, которые могут появиться на рынке в результа­те воздействия ряда факторов технологического порядка.

Для того, чтобы определить окружение компании вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  • 1. Кто основные конкуренты фирмы? Насколько интенсивна конкурентная борьба в секторе рынка?
  • 2. Кто покупатели продукции или услуг? Какие демографические факторы влияют на структуру спроса и поведения потребителя? Насколько чувствительны потреби­тели к изменению цен на продукцию и ее качество?
  • 3. Кто ваши поставщики? Насколько гибкой может быть их политика в области ценообразования, предоставления скидок и кредитов?
  • 4. Может ли измениться количество участников рынка, факторы определяющие эти изменения?
  • 5. Могут ли повлиять изменения в технологии на уровень спроса на ваши товары и услуги?
  • 6. Каковы возможности развития фир­мы, учитывая технологические и демографические тенденции?
  • 7. Насколько подвержена деятельность компании государственному регулированию (необходимость получения ли­цензий на определенные виды деятельности, возможность по­лучения налоговых льгот, государственное регулирование ценообразования и прочее)?

Основные стратегии компании

Бизнес-план должен освещать определенный набор ключевых стратегий, которые компания соби­рается реализовать. Набор ключевых стратегий включает:

  • 1. Стратегию маркетинга.
  • 2. Стратегию производства/оказания услуг.
  • 3. Стратегию научных исследований и опытно-конструктор­ских разработок (НИОКР).
  • 4. Стратегию организации и управления.
  • 5. Финансовую стратегию.

Описание этих стратегий и составляет основные компоненты любого бизнес-плана.

Стратегия маркетинга

Для определения стратегии маркетинга необходимо ответить на ключевые вопросы:

  • — Какие товары или услуги будет продавать компания?
  • — Кто целевые потребители этих товаров и услуг?
  • — Какова будет стратегия ценообразования, рекламы, про­даж и дистрибуции?

Вы должны спрогнозировать объемы продаж и расходы, связанные с организацией продаж ваших товаров или услуг.

Для этого необходимо проанализировать структуру спроса на товары и услуги, объемы потребления и мотивы поведения раз­личных групп потребителей, определить уровень конкуренции среди уже существующих производителей, ориентированных на данные целевые группы. Вам нужно понять, что надо прода­вать, кому, когда, по какой цене и в каком объеме, а также какие затраты для всего этого потребуются, иными словами, сде­лать реалистичный прогноз объемов продаж и выручки.

Стратегия производства/оказания услуг

Определяя стратегию производства, разработчик бизнес-пла­на должен определить:

  • — технологический процесс, необходимый для производства определенного наименования товаров или оказания услуг;
  • — потребности компании в сырье, оборудовании, производ­ственных помещениях, а также в рабочей силе, обладающей оп­ределенными навыками.

Необходимо ответить на вопрос о том, сколько будет стоить производство тех или иных товаров (оказание услуг) с целью достижения определенного объема продаж.

Стратегия НИОКР

При определении стратегии НИОКР необходимо выделить направления деятельности, в которых, компания должна поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности. Исходя из этого, определяются направления НИОКР, в ко­торые и будут направлены основные инвестиции.

Потребность в четко разработанной стратегии НИОКР, в боль­шей степени, определяется уровнем конкурентной борьбы в ва­шей отрасли. Если ваша компания работает в условиях высокой конкурентной борьбы за рынки сбыта и/или целевые группы потребителей, потребность в стратегии НИОКР очевидна, осо­бенно, если речь идет о долгосрочном планировании. Для компаний, занимающихся торговлей, дистрибуцией и оказани­ем различных услуг, потребность в стратегии НИОКР гораздо ниже — определение стратегии здесь формально.

Стратегия организации и управления

Ключевыми вопросами при определении стратегии органи­зации и управления являются:

  • — Каков будет набор функций, которые необходимо выпол­нить управленческому и техническому персоналу компании; кто будет отвечать за выполнение функций?
  • — Какова структурная организация компании, позволяющая повысить эффективность производственного процесса и про­цесса принятия решений?
  • — Каков оптимальный численный состав персонала компа­нии, обеспечивающий претворение в жизнь всех остальных стра­тегий компании?
  • — Каковы будут механизмы мотивации персонала, подхо­ды к обучению, повышению квалификации и контролю ка­чества работы?
  • — В какой степени компания должна полагаться на собст­венный персонал и как часто привлекать специалистов из дру­гих компаний (или независимых экспертов) для осуществления тех или иных работ?

Определяя стратегию организации и управления, необходимо показать, каким образом будут проводиться в жизнь все прочие стратегии: от маркетинга и организации продаж до финансов.

Финансовая стратегия

Финансовая стратегия компании должна отвечать на три ключевых вопроса.

Во-первых, как будет осуществляться управление финансами предприятия, и каким образом будет поддерживаться экономическая рентабельность (будут ли необходимые прибыли).

Во-вторых, каким об­разом будет использована чистая прибыль.

В-третьих, ка­ковы источники покрытия операционных затрат, и как реинвестируется прибыль.

Иными словами, при описании финансовой стратегии фирмы вы должны ответить на следую­щие вопросы:

  • — Позволит ли планируемый объем производства сгенерировать финансовые потоки, достаточные для поддержания жизнедеятельности компании?
  • — Обеспечит ли планируемый объем производства получение прибыли, достаточной для оправдания инвестиций?
  • — Позволит ли планируемый объем затрат и выручки обеспечить платежеспособность?
 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >