Развитие социологической идеи в древнегреческой философии


Процесс становления социологической мысли имеет свою давнюю историю Одни ученые считают, что первые концепции социологии имели место уже в античности и отсюда делают вывод о ее начале в те времена, другие - - что социология как наука возникла в XX в, третьи - справедливо называют середину XIX в и связывают ее возникновения как науки с О. Контом, Е. Дюркгеймом и др. Дискуссии такие вполне закономерны и имеют свое обоснование.

Первые попытки создания научных социальных теорий как формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях или существенных связях действительности, появились в античной Греции. В своих концепциях древнегреческие мыслители использовали и социально-философские знания и социологические идеи Древнего Востока, что позволяет связывать воедино процесс исторического познания социального мира человека. Однако именно в работах греческих мыслителей наиболее четко прослеживается демаркационная линия между религиозными и рациональными воззрениями на мир общественных отношений в греческом обществе. Анализируя социальные отношения в рабовладельческой Греции, Аристотель писал по поводу рабства: "... сама идея о власти господина над рабом — идея противоестественная; лишь законоположениями обуславливается различие между свободным человеком и рабом, по самой же природе никакого такого различия не существует. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, противоречит принципу справедливости". Таким образом, характер общественных отношений никак не зависит (по Аристотелю) от божественного провидения, а является результатом государственного устройства и его законов.
Не менее глубокими социологическими идеями обогащает социальную теорию и древнегреческий философ Демокрит. Он связывает возникновение государства непосредственно с социальными потребностями людей. Согласно его идеям, первобытные люди вели стадный образ жизни, не имели жилищ, одежды и орудий, питались случайно найденной пищей. "Имея нужду (потребности) учительницей", они постепенно стали изменять свой образ жизни. Именно под влиянием нужды "руки, ум и сообразительность" привели к культурной жизни.
Таким образом, взгляды Аристотеля и Демокрита вполне можно рассматривать как первые научные социологические воззрения на возникновение и развитие общества и государства, функционирование общественных отношений, цивилизованное развитие, так как в их работах рассматриваются проблемы и справедливости, и равенства людей, имеющие непосредственную эмпирическую значимость для греческого общества.
К середине V века до н.э., после греко-персидских войн Древняя Греция достигла значительных успехов в культурном и экономическом развитии. Главным центром развивающейся древнегреческой культуры и науки стали Афины — государство рабовладельческой демократии. Именно в этот период обострилась борьба между материализмом и идеализмом, двумя противоположными концепциями видения мира и человеческих отношений.

Крупнейшим представителем античного идеализма был ученик Сократа

Платон (427-347 до н.э.), оставивший наибольшее литературное наследие и внесший значительный вклад в социально-философские и социологические знания об обществе. Потомок царского рода Кодридов Платон по своим политическим убеждениям был представителем афинской аристократии.
Первым дошедшим до нас в полном виде произведением древних мыслителей об обществе является "Государство" Платона, в котором он анализирует общество с точки зрения его идеального варианта, закладывая основы социологии политических институтов. Платон, как и Демокрит, считает, что государство необходимо для того, чтобы люди могли удовлетворять всевозможные потребности в совместном общежитии. Это положение подчеркивает значимость социальных взаимодействий в процессе создания и функционирования общества как целостности, что вполне созвучно идеям Огюста Конта о возникновении общества.

Важный вклад в становление социологической мысли внес Аристотель (384-322 до не) Этот выдающийся ученый-энциклопедист был учеником Платона Как и его учитель, Аристотель много внимания в своих трудах уделял роли личности в государстве Он считал, что справедливо построена и государство, где человек чувствует себя счастливым Во всех своих трудах греческий мыслитель подчеркивал, что человек - существо общественное и вне сплошь ством существовать не может В обществе все его члены взаимосвязаны Мужчина, писал он, не может жить без жены, женщина без мужчины, тот, кто отдает приказы - без подчиненных, господин - без слуги.

Греческая мысль античного периода воспринимала и изображала человека как существо, созданное для жизни в государстве Человек идентифицировалась с гражданином-взаимозависимым, неразрывным элементом в обществе

Можно сказать, что именно Аристотель подвел теоретические итоги развития социологической мысли прошлых исторических эпох, особенно анализом проблем структурной и политической социологии институциональных отношений. Значительное методологическое наследие оставил Аристотель и в изучении структуры наук. Внутри единой науки он выделил ряд областей (философию, логику, математику, учение о неорганической природе, учение об органической природе, теорию государства и т.д.). Такой взгляд ни науку способствовал в дальнейшем институализации различных научных направлений и школ. Аристотель считал, что у науки есть общее с искусством: как и искусству, знанию принадлежит способность быть сообщаемым посредством обучения. Хотя знание начинается с ощущения, однако оно не тождественно ощущениям. Знание отличается и от мнения (постулат, особенно важный для социологии), так как мнение основывается на всего лишь вероятностных основаниях, отмечал Аристотель в "Топике" .

Напротив, для мнения или для веры справедливо, что но отношению к ним всегда возможны иные мнения и другая вера. Более того, мнение может быть и ложно и истинно, убеждение в нем никоим образом не может быть "незыблемым", в то же время знание — прочная и незыблемая истина.

Аристотель вводит понятие "предмет" анализа и его отношение к знанию. Но если знание рассматривается как уже возникшее, уже осуществляющееся, уже отнесенное к своему предмету, то предмет и знание о нем составляют неразделенное целое, которое абстрактно можно представить как предмет знания и знания о предмете.
Большую методологическую ценность представляет и концепция Аристотеля об основных чертах научного знания. Как специфический род бытия знание отличается тремя основными чертами: доказательностью, всеобщностью и необходимостью, способностью объяснения чего-либо (сочетанием единства и степени подчинения). Способность науки к определению сущности явлений и процессов и необходимость применения усматриваемых ею положений обусловливает объяснительный характер знания. Задача научного знания заключается, во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства или факта и, во-вторых, в выяснении причины происходящего явления.
Даже этот небольшой анализ из "Топики" показывает, насколько значительным был вклад выдающегося мыслителя в методологию социологического познания, социологического анализа социальной реальности. Вклад Аристотеля в философию, науку, культуру общепризнан и неоспорим.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания