Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культура. Искусство arrow Литература arrow
Литература

Жизненный путь Фауста

Фауст и Мефистофель

Мефистофель один из центральных персонажей трагедии — в смысловом отношении очень многозначен. Мефистофель, с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако Мефистофель воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же время с Мефистофелем связывается отрицание всего косного, фальшивого в общественных установлениях и во мнениях людей, вся сатирическая стихия в «Фаусте». Наконец, желая завладеть душой Фауста, Мефистофель постоянно вмешивается в его действия, искажает те или иные его намерения, что нередко ведет к трагическому исходу. Уже в «Прологе на небе» определяется особое значение Мефистофеля в трагедии. Господь Бог дает ему разрешение испытать Фауста, чтобы пробудить его к деятельности («Из лени человек впадает в спячку. / Ступай расшевели его застой, / Вертись пред ним, томи и беспокой...»). Но в этом же прологе устами Господа Бога предсказано конечное поражение Мефистофеля в состязании за душу Фауста. В первой части трагедии Мефистофель является Фаусту в минуту душевной смуты и жестоких сомнений. Он аттестует себя как «часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла». Это— дух абсолютного отрицания. Заключив договор с Фаустом, Мефистофель начинает искушать его. Вначале он ведет его в Лейпциг, в погребок, на буйную студенческую пирушку, где Мефистофель издевается над пирующими грубиянами. Затем — в кухню ведьмы, где готовится огненное зелье, которое должно омолодить Фауста и пробудить в нем разгул инстинктов. Эта сцена, где подручными ведьмы выступают звери, изобилует непристойностями, но также и откровенными политическими намеками: звери, подручные ведьмы, несут Мефистофелю расщепившуюся надвое корону и прыгают с ее обломками. Вскоре именно Мефистофель устраивает знакомство Фауста с Маргаритой. Во второй части трагедии, по мере того как расширяется сцена деятельности Фауста, Мефистофель еще чаще меняет свои обличья, выступая в самых разных ролях. По-прежнему он играет роль саркастического отрицателя, издевается над всем устаревшим и косным; в тех же случаях, когда он выступает как помощник Фауста, он вновь — как и в первой части — нередко и злонамеренно искажает его волю. Вначале Фауст и Мефистофель оказываются при дворе императора, Мефистофель становится придворным шутом. Чтобы пополнить опустевшую казну, он предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных богатств и кладов. Затем он принимает участие в поисках троянской Елены, переживает различные приключения в мире мифологических существ древности и, приняв обличье известной из древних мифов уродливой Форкиады, охраняет покой влюбленной четы — Фауста и Елены — в уединенном замке. Своеобразна роль Мефистофеля в пятом, заключительном акте трагедии. Когда Фауст получает в дар от императора приморский край, который он задумал превратить в цветущую страну, Мефистофель, пользуясь его доверием, начинает здесь дерзко хозяйничать. Мефистофель беззастенчиво занимается разбоем и пиратством; особенно зловещую роль играет он в судьбе немолодой супружеской четы — Филемона и Бавкиды. Фауст предлагает им новые угодья, хочет переселить их на другое место, подручные же Мефистофеля, вломившись в хижину стариков, выдворяют их силой. Старики умирают, их хижина сгорает дотла. Трагической иронией окрашены заключительные эпизоды второй части. Ослепший и дряхлый Фауст все еще мечтает об осушении болот, о великих деяниях, но Мефистофель (на этот раз надсмотрщик, надзирающий за работами) приказывает лемурам, своим подручным, не возводить насыпь, а рыть могилу Фаусту. После смерти Фауста Мефистофель пытается, наконец, завладеть его душой, но хор ангелов возвещает об оправдании Фауста.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ СКАЧАТЬ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Литература