Основные типы коммуникационных сетей и их роль в системе менеджмента


Коммуникация – обмен инфо между людьми. Коммуникация в организации – сложная многоуровневая система, охватывающая как саму орг-цию и ее эл-ты, так и ее внешнее окружение. В соотв. с выработанными целями коммуникации можно подразделить на несколько видов:формальные, способств. достижению целей орг-ции и выполнению официальных распоряжений руководителей;неформальные, способ. удовлетворению потребности людей в общении.

По направлению передачи инфо коммуникации бывают:вертикальные- между людьми, стоящими на различных уровнях упр-я;горизонтальные- между людьми, наход на одном уровне управления.

Вертикальные коммуникации, в свою очередь, можно разделить на:нисходящие, когда инфо передается от руководителя к подчиненному;восходящие, когда инфо передается от подчиненного к руководителю.

Также коммуникации следует подразд на: внутренние- организационные и межличностные - когда обмен инфо происходит внутри отдельно взятой орг-ции, не выходя за ее пределы;внешние, когда инфо осознанно направляется за пределы орг-ции (реклама и т.д.).

Для осуществления эфф коммуникации необходимо наличие след эл-тов и процессов: отправитель- сторона, посылающая обращение или инфо др. стороне;кодирование- процесс предоставления инфо в символической форме;обращение- набор символов, передав. отправителем;средства распространения информации - каналы коммуникации, по кот обращение передается от отправителя к получателю (телевидение, радио, электр. коммуникации и т.д.);расшифровка- процесс, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем;получатель, получающий обращение, переданное др. стороной;ответная реакция- набор откликов получателя, возникших в рез-те контакта с обращением;обратная связь- часть ответной реакции, кот. получатель доводит до сведения отправителя;помехи,шум - появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств внутренней или внешней среды или искажений. В рез-те, к получателю поступает обращение, отличное оттого, что посылал отправитель.

Необходимая информация или сообщение передается по каналу передачи инфо в устной, письменной или наглядной форме. Выбор формы зависит как от самой информации, так и от ее предназначения.Канал передачи инфо может быть:односторонним, когда инфо передается только в одном направлении;двусторонним, когда инфо передается в обоих направлениях.

В случаях, когда канал связывает более 2 людей или организационных единиц, следует говорить о наличии коммуникационной сети.

Основные принципы коммуникации: важно не то, что говорит отправитель информации, а то, что понимает ее получатель; ответственность за качество передаваемой информации всегда лежит на отправителе.

В любой фирме должны быть обеспечены условия для эффект. коммуникации.

Виды Проблема выбора коммуникационной сети Для уменьшения возможных «шумов» в системе коммуникаций организации целесообразно иметь минимальное число каналов связи в сети Коммуникации. Однако если официальных каналов связи недостаточно они будут компенсироваться неофициальными. Эффективность коммуникаций во многом определяется кол-м каналов связи в сети и ее характером. Для уменьшения возможных шумов в организации целесообразно иметь минимальное число каналов связи в сети коммуникаций. Исходя из этого положения, рассмотрим основные возможные комбинации каналов связи между работниками и/или подразделениями организации. Они могут быть сгруппированы в три основные системы связей: последовательную, веерную и круговую.(рис.): Рисунок наглядно свидетельствует, что минимальное число каналов связи обеспечивают последовательная и веерная сети коммуникаций. Это вреде бы подтверждает одно из основных достоинств организаций, построенных по строго иерархическому принципу – самая простая и ясная сеть коммуникации. Однако в самом деле все обстоит не так просто. Иерархическая структура дает минимальное кол-во только официальных каналов, а, как уже отмечалось, в любой организации существует и не официальные, не формальные каналы связи. Официальная сеть коммуникации часто относительно стабильна, быстро устаревает и люди ищут пути, как сделать ее динамичнее и эффективнее в быстро меняющейся ситуации. Поэтому на практике фактическая сеть коммуникаций в любой организации, а тем более коммерческой, представляет собой не последовательную или веерную, а скорее всего круговую систему, в которой рядом с официальными, прежде всего вертикальными коммуникациями (руководитель - подчиненный), существует большое число не формальных. Кроме того, исследования, проведенные социологами в малых группах, показали, что различные сети коммуникации неравноценны по своим качественным характеристикам и, след-но, их эффективность для организации не одинакова.Качественные характеристики различных видов коммуникационных систем: 1 . Скорость передачи информации: -Последовательная – быстрая; -Веерная – быстрая; -Круговая – медленная. 2.Точность передачи информации:-Последовательная – хорошая; -Веерная – хорошая; -Круговая – плохая. 3.Устойчивость организации: -Последовательная – медленно возникающая, но устойчивая организация; -Веерная – быстро возникающая, устойчивая организация; -Круговая – неустойчивая организация. 4.Потребность в руководстве: -Последовательная – умеренная; -Веерная – высокая; -Круговая – отсутствует. 5.Мораль членов организации: -Последовательная – невысока; -Веерная – низкая; -Круговая – высокая

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания