Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культура. Искусство arrow Культурология arrow
ТАРАЗ

ТАРАЗ - армянский костюм


Основу традиционного мужского костюма у всех армян составляла сшитая из хлопка или шелка цветная рубашка "шапик" с низким воротом и боковой застежкой и широкие шаровары "шалвар" из темной шерсти или хлопка, обычно синего цвета, с широким подрубным швом на талии, в который продевалась опояска хонджан-тканая узорчатая и довольно плотная тесьма шириной примерно в 2 см с кистями на концах, застегивавшаяся спереди. Сельские жители обычно носили шалвары с обмотками, из-под которых был виден узор вязаных шерстяных носков.

Поверх нательной рубашки восточные армяне надевали хлопчатобумажный или шелковый архалух - распашную одежду с низким стоячим воротником, застегивающуюся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалуха носили длинную темную шерстяную чуху (тип черкески) с откидными, свисающими с плеч рукавами, присборенную в талии и подпоясанную узким матерчатым, чаще кожаным, а позднее наборным серебряным поясом с высокой пряжкой. Эти массивные дорогие пояса обычно предпочитали ремесленники, по их словам, пояс был своего рода "капиталом на погребение".

Армяне западных областей вместо архалуха носили особый жилет-елак, из-под которого была видна расшитая спереди и на рукавах рубашка, ворот которой застегивался с левой стороны. На елак надевали бачкон - короткую, до талии, куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек.

Зимой мужчины обычно надевали широкие шубы из дубленой овчины без пояса. В западноармянских областях были больше распространены короткие безрукавки из козьего меха - казахик.

Традиционная женская одежда восточных и западных армян была более однородна. Она состояла из длинной рубахи-халав (у восточных армян красной, у западных белой) с косыми клиньями по бокам, с широкими и прямыми рукавами с ластовицами, с круглым вырезом горловины, с расшитым продольным разрезом на груди, под которую надевали длинные штаны "похан". Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, сшитый из ситца, сатина или шелка, обычно синего, зеленого или фиолетового цвета, с изящным длинным вырезом на груди, застегивающийся только на талии. Ниже бедер архалух имел боковые разрезы, так что получалось три полы - широкая сзади и две узкие, распашные спреди.

По торжественным случаям поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) того же покроя, как архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф, сложенный в несколько слоев. Как у архалуха, так и у платья края рукавов (с разрезом от локтя до кисти) были обшиты тонким шнуром. Рукава застегивались на серебряные пуговицы в виде шариков, а у запястья вместо пуговиц пришивали тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку и свисающие в виде треугольников.

Западные армянки поверх нательной одежды носили антари, зпун - сшитое из шелка или хлопка платье с боковыми разрезами ниже бедер. По торжественным случаям, а также в холодное время года, поверх него надевали другое платье, но уже без боковых разрезов, причем из-под его рукавов должны были виднеться края расширенных книзу рукавов антари. Эта верхняя одежда западных армянок имела несколько названий: "джуппа", "хрха", "хатифа", "путали"; все эти разновидности почти не отличались по покрою, но шились из разных тканей. Так, будничная джуппа обычно была из темно-синего сукна, праздничная "хрха" - из бордового или фиолетового бархата, "хатифа" - из бордового или синего шелка, праздничная одежда "путали" шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Непременной частью костюма западных армянок был расшитый плетеной тесьмой передник "гогноц" с узким вязаным или тканым пояском. На пояске обычно вышивали слова: "На доброе здоровье" или "На радость" такой-то. Особенно красивы были передники, входившие в свадебный наряд невесты. Их шили из хлопчатобумажных тканей или из дорогого бархата, сукна, расшитого золотыми нитками или сотканного тонкой ковровой техникой.

В комплекс праздничного женского костюма входило большое покрывало, которое армянка надевала, выходя на улицу. Оно было четырехугольным, ткалось из тонкой белой шерстяной пряжи и украшалось вышивкой; пожилые женщины надевали покрывала синего цвета.

Западная армянка любила много украшений: на шее - ожерелье, на груди - несколько рядов цепочек с разнообразными, большей частью треугольной формы, подвесками, на руках - браслеты из серебра или несколько ниток бус, кольца, ногах - браслеты с подвесками.

Косметикой женщины в Армении почти не пользовались, за исключением черной краски для ресниц, которую хранили в специальных чехольчиках ручной работы.

Зимой армянки носили кхурк - отороченные куньим или лисьим мехом шубы до колен, часто из красного бархата, со сборками на талии и высокой застежкой.

Мужчины носили шапки разных фасонов: восточные армяне - меховые, западные - вязаные и тканые. Лорийцы предпочитали широкие, низкие и пышные папахи, зангезурцы - папахи повыше, поуже и менее мохнатые. В городах носили высокие, похожие на цилиндр шапки, нередко из дорогого бухарского каракуля.

Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок. Замужним женщинам надевали на голову своеобразную "башенку" высотой от 8 до 15-18 см, сделанную из нескольких слоев проклеенной мучным клейстером бумажной ткани. Эта "башенка", имевшая различные названия: " палти", "пали", "поли", "баспинд", прикрывала половину лба, ее переднюю часть украшали расшитой лентой, обычно с геометрическим, реже растительным орнаментом. Под "башенку" на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами, а по обеим сторонам лица через виски укрепляли серебряные шарики (шах), иногда вместе с кораллами, из-под которых слегка виднелись локоны. "Башенку" повязывали несколькими белыми платками. Одновременно эти платки обхватывали и шею. Нижнюю часть лица до ноздрей, туго повязывали сначала белым, а затем и цветным, как правило, красным или зеленым, платком, а иногда был и третий. Концы этих платков завязывали или скрепляли на затылке. Сверху голову покрывали еще одним цветным платком и укрепляли его серебряной или золотой цепочкой с крючком. Этот головной убор носили несколько дней, а на ночь под шею клали мутаку. Снимать его старались тогда, когда в доме не было мужчин; простоволосой нельзя было попадаться и на глаза свекрови.

Западные армянки любили разные головные ободки (котик, вард) с украшениями, поверх которых набрасывали накидку. Котик был деревянный, довольно высокий, спереди его обшивали бархатом, расшитым жемчугом. Затем к обшитой части котика пришивали тонкие серебряные пластинки - амулеты. Украшенная таким образом передняя часть котика называлась "махча" или "кнар". Вард делали из нескольких проклеенных слоев бумажной ткани, обернутых бархатом. Спереди на нем с помощью искусной вышивки и тончайших кружев был изображен райский сад с цветами и птицами, а по бокам прикрепляли по большой пуговице (котош).

Разнообразием отличалась у армян и обувь. В селениях Восточной Армении были распространены самодельные лапти "трех", изготовленные из грубой сыромятной кожи, с кожаными шнурками, причем в каждом районе их "шнуровали" на свой лад. Трехи носили с шерстяными узорчатыми носками ручной работы "гульба". Женщины ходили в остроносых туфлях без задников, надевая их непременно с чулками или носками. Ходить босиком женщинам, особенно молодым, было крайне неприлично. В городах мужчины носили сапоги на толстой подошве и на каблуках, но тоже с острыми и загнутыми вверх носками.

В западных областях на вязаные узорчатые носки надевали туфли на невысоком каблуке, с язычками и с острыми и загнутыми вверх носками. Такие туфли назывались "солер" и шились для женщин из красной или зеленой кожи, а для мужчин - из красной или черной. Кроме того, мужские туфли имели ушки на задниках и подошву, подбитую гвоздями с выпуклыми головками. Западноармянские крестьяне обычно носили "ршектер" - самодельные туфли на войлочной подошве со связанным из шерсти верхом.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
 

Предметы
Геология
Информатика
История
Культура. Искусство
Математика
Медицина
Механика
Политология. Социология
Право
Промышленность
Психология
Религия. Логика. Этика. Философия
Сельское хозяйство. Биология. Ветеринария.
Строительство
Физика
Финансы. Экономика
Химия
Экология
Электротехника
Языки
Прочее