Теория спора

Аристотель различал 4 разновидности дискуссии:

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.

  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.

  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).

  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки.

Учение о силлогизме

Силлогизм - умозаключение, составленное из 3 суждений так, что последнее (заключение) выводится из первых двух (посылок) как необходимое следствие.

Силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Аристотель его последователи думали, что всякое дедуктивное умозаключение в строгой формулировке является силлогистическим.

Все люди смертны (большая посылка).
Сократ - человек (меньшая посылка).
Следовательно, Сократ смертен (заключение).

Трактат «Риторика»

Аристотель разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых ораторможет побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушитьдовериесвоим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (остиле), и о построенииораторской речи.

Образ оратора

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору, - это высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >