Микроэкономический анализ



-2. Предмет микроэкономики. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: количественный подход (кардинализм) и порядковый подход (ординализм).-5. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Оптимальный выбор потребителя: графическая интерпретация. Кривая «цена-потребление» и построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена – потребление» и кривые спроса для различных типов товаров. Кривая «доход – потребление». Кривые Энгеля. Эффект дохода и эффект замещения. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике. Совершенная конкуренция: ее основные признаки и эффективность. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Предельные издержки и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Совершенная конкуренция: ее основные признаки и эффективность. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Эффективность чистой монополии. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в кратко- и долгосрочном периодах. Монопольная власть, ее источники. Показатели монопольной власти. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия. Основные черты монополистической конкуренции и ее экономическая эффективность. Дифференциация продукта. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирмы. Неценовая конкуренция. Реклама. Издержки неценовой конкуренции. Реклама и стимулирование сбыта – факторы завоевания конкурентного преимущества. Олигополия: характерные черты и эффективность. Типология моделей олигополии. Модели, основанные на кооперативной стратегии: модель картеля. Модели, основанные на некооперативной стратегии: модель дуополии Курно. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломанной кривой спроса. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии. Олигополия и эффективность Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование. Особенности ресурсных рынков. Правило оптимального использования ресурсов. Рынок труда и его особенности. Эффект дохода и эффект замещения на рынке труда. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынке труда. Влияние профсоюзов. Заработная плата. Формы и системы заработной платы. Рынок капитала, его структура и особенности функционирования. Особенности рынка труда в Республике Беларусь Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Инвестиции. Инвестиционные решения фирмы. Принцип дисконтирования. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли Земля как фактор производства. Предложение земли. Спрос на землю.-49/ Экономическая рента. Земельная рента. Дифференциальная рента. Арендная плата и цена земли. Частное и общее равновесие. Конкурентное равновесие и эффективность. . Экономическая и социальная эффективность. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Внешние эффекты: природа и формы проявления. Интернализация внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии. Неопределенность и риск. Отношение к риску, способы его снижения. Сущность, причины и последствия для рынка ассиметричной информации. Рыночные сигналы. Моральный риск. Страхование. Проблема «принципал – агент» Общественные блага, их свойства и способы предоставления. Особенности спроса на общественные блага. Проблема «безбилетника». Спрос на общественные блага. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ Обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“ и мероприятия по ее выполнению Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания