Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.

Ответ: Г.Н.В. – один из первых русских аналитико-психологических романов. Этот роман создавался с течение 1839 – 1840 гг. Первоначально Лермонтов публиковал отдельные главы в журнале «Отечественные записки». В 1839 г. публикуются новеллы «Бэла» и «Фаталист», в 1840 г. – «Тамань» и оформляется окончательный текст романа, 1841 г. создаётся вторая редакция с предисловием.

Ключом к роману является предисловие. Главный акцент Лермонтов определяет на слове «время». Заглавие соотносит понятия «герой» и «время». Пафос исследования – проникновение в душу современного человека. Журнал Печорина – свидетельство незаурядности самой личности. Лермонтовский герой – незаурядный и яркий писатель. Подчёркивается генетическая связь между Г.Н.В. и «Евгением Онегиным». Акцентируются речные фамилии героев. Печорин – человек-река, но более холодная. Душа героя просматривается ещё меньше. Печорин сравнивается с Фаустом и Гамлетом.

После появления роман вызвал негативную реакцию критики. Обвинения переходили и на самого автора. Лермонтов считал, что о человеке нужно говорить правду. Лермонтова интересовала духовная жизнь героя, взятая изнутри, как процесс. Лермонтовский герой проживает несколько жизней. Лермонтов открывает диалектику души.

Подобная проблема была остро поставлена во французской литературе (романы Мюссе, Беньи). Лермонтову очень важно подчеркнуть момент героики. Человек с резервом ума и храбрости сталкивается с трагедией нереализованных возможностей. Первое заглавие – «Один из героев начала века». Изменив заглавие, Лермонтов изменяет ситуацию. Жизнь определяет Печорину прозябание. Он попадает в ситуацию, трагическую для него и окружающих. Это определяет отрицательное отношение к нему.

Лермонтов воссоздаёт космос жизни. Печорину «весело жить», он хочет жить буквально, в пространственной высоте. Его влекут горы, он устремлён в небо, он наслаждается жизнью. Антитезой веселья является тьма. Появляется образ чёрного солнца, трагического существования. Жизнь на взлёте определяет стрессовую психологию героя. Во внешности проявляется его противоречивость, психологическая неуравновешенность. Затаённая боль проявляется в глазах. Его возможности не соответствуют его поступкам.

Его отличает постоянная жажда деятельности, но он всегда играет с судьбой. Его действия не приносят добра. Его стремления воспринимаются отрицательно. «Водяное общество» - маскарад новой эпохи. Это общество лишено чувств.

Особенный масштаб личности Печорина проявляется в его журнале. Другим персонажам непонятны противоречия Печорина. Первая часть романа – загадка Печорина, вторая часть – блистательный документальный анализ. Дневник/исповедь – жанр, интимный по сути, монолог, передающий поток чувств. Журнал – более объективный жанр. Печорин анализирует рассматриваемые события. Печорин – незаурядный художник. Лермонтов расширил саму сферу рефлексии.

В основе концепции лермонтовского героя лежит философский потенциал. В основе философии лермонтовского героя лежит теория страстей, волюнтаризм и фатализм. Первая теория была развита Фурье. Он считал общественные страсти истинными, а личные – ложными. Лермонтовский герой в условиях безвременья стремится не быть равнодушным. Накануне дуэли с Грушницким Печорин пытается понять, для чего он жил. Он трезво анализирует себя и духовно приобщается к истинным страстям. Накануне дуэли Печорин читает роман Скотта «Шотландские пуритане»,

историю борьбы Англии и Шотландии. История героя, нашедшего цель, острее обрисовывает трагедию Печорина, не нашедшего этой цели. Его не может удовлетворить бесцельное существование. Он хочет жить истинными страстями.

Философия волюнтаризма связана с немецким философом Шопенгауэром и его работой «Жизнь как воля и представление». Для Печорина воля – реализация себя, волевой поступок – отражение действия. Он действует вопреки ситуации, но волюнтаризм – утверждение себя за счёт судеб других людей. Все женщины, подчинившиеся его воле, оказывались несчастными. Волюнтаризм – сила, но и слабость Печорина, его эгоизм.

Фатализм – философия Востока. Жизнь человека предопределена, все его поступки известны свыше, соотнесение воли и предопределения связывают европейскую и восточную философии. Воля и предопределение Вулича взаимно участвуют в его судьбе. Печорин понимает, что есть что-то свыше. Чем острее Печорин понимает фатализм, тем смелее он идёт вперёд.

Философско-аналитический ум Печорина неразрывно связан с остротой его чувств. Вера становится для Печорина воплощением любви. Он находится в горячечном состоянии погони за жизнью. С уходом Веры кончается духовная жизнь Печорина.

Поэтика романа связана с тем, что он не монолитен. Это свет, горцы, женщины, проявляющие чувства Печорина. В романе существуют герои-антиподы: Грушницкий, доктор Вернер, Максим Максимыч. Грушницкий – герой-позёр, поздний романтик. Это определяет неестественность его чувств, антитезу истинных и ложных страстей. Доктор Вернер – прагматик и циник. Равнодушие противоречит страстному характеру. Максим Максимыч судит о жизни просто.

Главы в романе располагаются по внутренней структуре. Нарушена хронологическая канва. Главы строятся по принципу «загадка – отгадка», «объект – субъект повествования». «Бэла» - кавказская новелла, «Максим Максимыч» - путевой очерк, «Тамань» - авантюрная новелла, «Княжна Мэри» - светская повесть, «Фаталист» - философская повесть. Лермонтов создаёт своеобразное композиционное кольцо. Действие начинается и заканчивается в крепости. Действие развивается в замкнутом пространстве, из которого невозможно вырваться. Лермонтов находит стержень циклизации – романного героя.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >