Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.

Ответ: всю жизнь Лермонтов писал поэму «Мцыри». Лермонтовские поэмы «Демон» и «Мцыри» - главные антиномии лермонтовского мышления. Первоначальное название поэмы – «Бэри» (монах, послушник). Поэма изначально имела эпиграф: «У каждого одно отечество». Позднее появляется название «Мцыри» (чужак). Лермонтов наделил поэму символическим смыслом и библейским эпиграфом: «Вкушая вкусих мало мёда и се аз умираю». На смену байроновскому герою-эгоцентрику приходит естественный человек; на смену титану – отрок. Показано вызревание чувств. Жажда свободы определяет и Демона, и Мцыри, сближает их образы. Движение воды и огня – символ духовной жажды жизни и воли. В исповеди умирающей Мцыри повторяется слово «воля». Три дня воли определяют всё в его биографии.

Антиномия монастыря – природа: монастырь – мир мрака, природа – мир Божий. Внутри Мцыри сопряжён с Божьим миром. В центре поэмы – битва Мцыри с барсом, тотемным зверем, определяющая буйство человеческих и животных страстей. Образы воды и огня определяют свободу и неволю, братство и одиночество. Поиск родной души определил побег Мцыри. Для Демона одиночество – его судьба, для Мцыри попытка разорвать одиночество – устремление его поисков. Мцыри не может разорвать замкнутый круг. «Мцыри» выражает устремления Лермонтова к образу естественного человека. Исповедь соотносится со сказом. Лермонтов говорит, что стих – «из пламя и света рождённое слово». Лермонтов избирает четырёхстопный ямб со сплошными мужскими рифмами. Этот стих разит как меч.

Лермонтов воплотил в своих поэмах тип героя-бунтаря, отвечающий 1830-м гг.

Две поэмы Лермонтова прошли через всю его творческую жизнь и образовали своеобразную поэтическую дилогию. «Мцы- ри» и «Демон» — это поэмная антиномия Лермонтова, а Мцыри и Демон — антропологическая антиномия. Именно в этих двух произведениях особенно зримо проявились особенности поэм- ного мышления их творца и его размышления о герое. В центре обеих поэм — герои-максималисты, герои-бунтари. Мир Кавказа, его пейзажи и даже стены монастыря сопрягают мироообразы двух лермонтовских творений. Мифопоэтические образы и философские темы, связанные с мотивами свободы и воли, действия, одиночества и странничества, изгнанничества, родины, дома и бесприютности, земли и неба, сна, пути, смерти, получили в этих поэмах свое образное и пластическое воплоще- ние. И все-таки сверхчеловек, титан Демон и отрок, обыкновен- ный человек Мцыри, хоть и родственные души, но различные «поведенческие» типы и человеческие реальности. Образ Демона — один из наиболее значительных в миро- вой культуре. Можно без преувеличения сказать, лермонтовский Демон — это мифоло- гема, философема, антропологема, получившая такой масштаб осмысления, что навсегда стала связана с его именем, стала его задушевной художественной идеей. И одновременно ключ к но- вому прочтению демонизма, к поэтическому воплощению этого образа как живого существа, как характера — это процесс оче- ловечивания «духа зла», превращения его в живого человека, точнее, духочеловека. Философский потенциал образа и всей поэмы в целом опре- деляется остротой экзистенциальных вопросов, которые встают перед героями. Диалектика свободы и необходимости, отрица- ния и утверждения, этико-философские антиномии добра и зла, любви и ненависти, мысли и чувства — все эти художественно воплощенные дефиниции раскрывают процесс духовного раз- вития Демона и Тамары в их взаимодействии и диалоге. Динамика образ Демона конкретизируется в трех стадиях развития, которые воплощают его философию: от отрицания через утверждение к отрицанию отрицания. Но испепеляющий поцелуй Демона и последовавшая за ним смерть Тамары — торжество злого духа, возвращение на круги своя. Лермонтовский Демон — это своеобразный вариант русско- го Гамлета. И в его монологах с необыкновенной мощью звучат те же экзистенциальные вопросы о смысле бытия, о свободе, о добре и зле. Эта мощь и сила духа, характеризующая героя поэмы, острее выявляет последствия демонизма. Вечное отрицание разрушает душу, отравляет её и лишает героя возможности обрести счастье. Бунт героя против мироздания, против гармонии, купленной страданием, — следствия неуспокоенности и вечного сомне- ния.

«Мцыри» — завершенная поэма Лермонтова, напечатан- ная при его жизни в сборнике «Стихотворения М. Лермон- това», написана в 1839 г. во-первых, по-грузински «мцыри» — «послушник», «не- служащий монах», во-вторых, пришелец, чужеземец, не име- ющий родных и близких, «одинокий пленник». Такие про- явления демонического, байронического героя, как любовные страсти, ревность, зло, эгоизм, месть, исключены из его духов- ного облика. Описание каждого из этих трех дней пронизано ощущением неразрывной слитности с природой. Не случайно образы «божьего сада», «божьего света», «тайн неба и земли», «небесного свода», «полета ангела» рож- даются в его сознании не как проявление религиозного чувства, а как ощущение родства с мирозданием, выражением святости эмоций, которые обуревают его. Воспоминание об отцовском доме, наблюдение за молодой грузинкой, пришедшей за водой и поющей песню, поединок с барсом — три этих эпизода определяют духовный маршрут Мцыри. Битва с барсом (гл. 17—18) — в центре трехдневного побе- га на волю, и динамика этой сцены, сцены «смертельного боя». Образ огня становится лейтмотивным во всем рассказе ге- роя. Максимализм чувств героя соответствует напряженности самого языка поэмы. Даже стих «Мцыри» — четырехстопный ямб со сплошными мужскими окончаниями. Принципиально важен и фольклорно-мифологический пласт повествования, позволив- ший придать центральному образу связь не только с окружаю- щей природой, но и с нравами и обычаями родины, к которой он так рвался и которую ему не удалось увидеть. Стены монастыря и блуждание по кругу определяют драматизм лермонтовской поэмы. Итак, «Демон» и «Мцыри» не только поэмы всей творче- ской биографии Лермонтова, выражение его вероисповедания, но и поэмы-антиномии и по своей структуре, и главным обра- зом с точки зрения проблемы героя. Демон и Мцыри в своем соотношении выражают мучительные поиски поэтом своего героя, передают процесс преодоления демонизма как мировоз- зрения.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >