Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание.

Ответ: знаковым произведением Лермонтова является поэма «Демон». В течение десяти лет (1829 – 1839 гг.) создаются восемь редакций поэмы, свидетельствующие о напряжённых поисках героя.

Мифология демона полисемантична. Эта мифология общекультурного масштаба. С образом демона в древнеримской мифологии был связан образ гения. В библейском сознании демон – падший ангел. Его конфликт с Небом определяет проблематику (Байрон, Гёте, Мильтон, Жуковский). Традиция изображения демона устойчива, но Демон – изобретение Лермонтова.

Демон Лермонтова многогранен и неоднозначен. Он не удовлетворён миром и самим собой, жаждет идеала. Он царь познания истории как процесса, свободы. Демон заземлён и очеловечен, но Лермонтову удалось сохранить титанический ореол героя.

Первые строки – ключ к прочтению «Демона». Демон – воплощение сомнения, отрицания, уныния. Формулируется и тема узничества. Безустанное стремление к высоте определяет героя. Земля влечёт и отталкивает демона. Принципиально важно, что «Демон – человек». Любовь не менее значима в характеристике героя. Титанизм героя определяет буйство страстей. Пафос произведения Лермонтова – «всё сущее вочеловечить» (А.А. Блок). Мифологический образ и философский, и антропологический.

Текст Лермонтова – процесс открытия и познания. При редактировании менялся топос. Если в первых редакциях это Эдем, с третьей редакции появляется испанский колорит, ближе к шестой редакции действие перенесено на Кавказ, в Грузию. Земная природа Тамары конкретизирована в её пляске. Главная антиномия – между Землёй и Небом. Возникает образ «манящей земности». «Демон» - философская поэма. В образе Демона воплощено представление Лермонтова о процессе человеческого познания. Важным принципом динамики образа является диалектика души.

Лермонтовский герой проходит три стадии развитии: он идёт от отрицания Неба и Земли к утверждению новой жизни. В конце он приходит к отрицанию отрицания. Лермонтовский Демон – изгнанник, ищущий пристанища. Разуверившись в Божьем мире, демон сеет зло, но оно тяготит его. Демон – мыслящее и чувствующее сознание, недовольное собой. Мощь отрицания имеет у Демона философско-психологический характер. Он мечется между небом и землёй.

Добро ведёт лермонтовского героя к утверждению через любовь. В любви Демон обретает новые ценности, открывающие «резерв человечности». Демон обретает гармонию. История Тамары – история всеобщей тоски до встречи с Демоном. Демон становится духовным учителем. Процесс развития Демона развивает Тамару, а Тамара воплощает в нём доброту.

Образ Тамары не абстрактен, а глубоко национален. С образом Тамары связан личностный рост. Их диалог – диалог двух истерзанных душ.

Демон видит несчастья Земли. Уйдя от зла, он вновь приходит к злу. Лермонтовский Демон не сумел победить в себе зло. Эгоизм Демона не даёт ему принять душу другого человека. Трагическое одиночество – проклятье героя. Лермонтовский Демон обессилен борьбой.

Дисгармония лермонтовского героя – отражение его максимализма, невозможности примирения с сущим. Лермонтовский Демон – мифология человеческого существования в эпоху безвременья. Лермонтовская поэма имеет эвристическую природу. Демон традиционно сравнивается с Гамлетом. Демон – безусловный носитель зла или жертва несправедливости? Демон зависит от Бога или свободен? Поцелуй Демона – мощь любви или яд?

Философские антиномии утверждения – отрицания; зла – добра; свободы – неволи связаны с эпохой. Эпоха 1830-х гг. формировалась в условиях непротивления злу. Лермонтовский Демон – исторический облик эпохи. Стержень образа – вечный протест и борьба. Белинский, Станкевич, Бакунин, Герцен, Огарёв почувствовали мощь и силу возрождения. Эта трагедия индивидуального бунта и одиночества. Лермонтовский Демон един и многолик.

Лермонтовская поэма как философская симфония состоит из двух частей и шестнадцати глав. Первая часть – экспозиция, материя, «манящая земность» бытия. Вторая часть – воплощение духовного облика и развития героев. Первая часть воссоздаёт объект бытия, вторая часть – субъективную жизнь. Она наполнена монологами и клятвами Демона.

Поэма «Демон» - не окончательный ответ на проблему демонизма.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >