Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.

Ответ: Лермонтов – один из самых «поэмных» поэтов времени. Он написал около 30 поэм. Интенсивность поисков Лермонтова в раннем творчестве требовала выхода в мир.

В первых рабочих тетрадях Лермонтова 1827 г. были переписаны поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Шильонский узник». В 1828 г. Лермонтов создал свою поэму «Кавказский пленник», оригинально прочитывая известный текст. Лермонтов меняет ситуацию и финал. Гибель героя преображает ситуацию. Лермонтовский герой – герой вариативной судьбы.

Общий колорит юношеских поэм романтичный. Лермонтов ориентируется на байроновскую модель: восточный материал, экзотика, трагическая ситуация, исповедальный характер, эгоцентричное сознание, страсть на высшем градусе. Одновременно Лермонтов использует декабристскую проблематику. Особенно он обращается к эпохе Древней Руси.

Особенности ранних поэм: 1. Элегизация текста, выраженная в текстах; 2. Повышенный лирический экспрессионизм; 3. Выделение эпического начала; 4. Особый тип героя – максималиста, носителя одной страсти.

Типы поэм:

1. Астральные («Азраил», «Ангел смерти», вторая редакция «Демона»); 2. Кавказские («Каллы», «Аул», «Исмаил-бей»); 3. Северные («Олег», «Боярин Орша», «Последний сын вольности», «Исповедь»).

В центре астральных поэм – образы падших ангелов. Главный герой обладает титанической сущностью.

Кавказ – духовная родина Лермонтова. Через кавказскую общину он передаёт отношение к человеку. Кавказ – космос, не укладывающийся в географию, «суровый царь Земли». Образ кипящего вулкана определяет характеристику героя. Это герой, попавший в экстремальную ситуацию, не понятый миром, преступник. Трагедия фатума определяет идеологию фатализма. В заглавии обозначен кавказский колорит. Лермонтов обращается к байроновской концепции. Главный герой повторяет настроение автора.

Поэма «Исмаил-бей» определяет столкновение братьев: Росламбека – человека востока, и Исмаила-бея – русского пленного, представителя западной культуры. Голос кавказского народа проявляется в песнях. Поэма связана с историческими событиями. У героев есть прототипы. Широко охвачены социальные проблемы. Тип кавказца отвечает лермонтовским представлениям о поэмных героях.

Северный колорит был близок Лермонтову. Атмосфера русского Севера корреспондирует оссиановскому колориту. В северных поэмах ощутимы декабристские аллюзии. Поэма «Боярин Орша» написана в 1835 – 1836 гг. Эпиграф взят из Байрона, но в канонический текст он не входит. Действие происходит во время Ливонской войны 1558 – 1583 гг., эпоху Ивана Грозного. События поэмы восходят к «Истории государства Российского». В центре – диалоги характеров: носителя идей старого мира боярина Орши и вольнолюбивого Арсения. Любовь Арсения к дочери Орши заканчивается трагически.

Отец губит собственную дочь. Единодержавие героя поколеблено окончательно. Песня в начале поэмы – пророческая.

Переломной в творчестве Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма написана в 1837 г. В заглавии определены жанровые установки. Песня полисемантична: это и фольклорный жанр, и жанр героико-литературный. Введение даёт установку на повествование в фольклорном и литературном русле. Обратившись к национальной истории, Лермонтов создаёт эпическую повесть. Определяющий в сюжете образ «невольника чести», рассматривается нравственная проблема Ивана Грозного – вершителя судеб. Молодой опричник ассоциативно связан с иноземным героем. Нерусский герой ассоциируется с дуэлью Пушкина.

Калашников – первый демократический герой. Это свидетельствует о новом качестве творчества Лермонтова. Калашников тяготеет к философии Дома, хранителя чести. Кирибеевич выходит в бой своевольно, не смотря на других. Для Калашникова важны святыни. Противопоставляя национальную и иноземную жизненные философии, Лермонтов ориентируется на стилистику фольклора. Цвета традиционной иконы (белый, синий, красный, золотой) входят в цветопись песни для подчёркивания ментальных основ. Поединок Калашникова – бунт против власти. Историзм в поэтическом образе определяется в творчестве Лермонтова.

Юмористическо-сатирические поэмы Лермонтов писал с 1836 по 1838 гг. Последними он создал три поэмы: «Сашка», «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей». Все тексты обладают ярко выраженной полемической направленностью и сатирическо-ироническими интонациями. Лермонтов снижает определяющие образы. Игра образов определяет вибрацию между низким бытом и субстанциональными вопросами. Лермонтов называет эти произведения сказками и былями, использует анекдотические сюжеты, вызывает смех и жалость.

Поэма «Сашка» реминисцирует с одноимённым произведением Полежаева. Это был подтекст бунтарства, памяти о поэте. Для Лермонтова важен антионегинский подтекст. Сашка – демократический герой. Взаимоотношения Сашки и Тирзы – история людей, обделённых судьбой. Текст важен как полемический. Очень важна тема отщепенца. Сашка становится героем современного поколения.

«Тамбовская казначейша» идёт по следам Пушкина. Это драматический образец обыденной жизни, превращающий человека в вещь. Посвящение вводит читателя в провинциальную жизнь. Лермонтов обращается к теме карточной игры. Пушкинские интонации рождают страшный и абсурдный образ мира, где человек – вещь. В поэме слышная интонация прозаизации.

Итогом лермонтовской прозаизации становится незаконченная поэма «Сказка для детей». В поэме синтезированы фантастика, петербургская тема и романтизм. Главный герой – петербургский демон, демон современный. Поэма была важна как концентрация демонической темы.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >