Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.

Ответ: первое стихотворение Лермонтова датируется 1828 – 1829 гг. Лермонтов – человек уже не пушкинской эпохи, последекабристского времени. Сам Лермонтов и его современники определяли эту эпоху как эпоху безвременья. Отсвет национально-исторической трагедии питает лермонтовское творчество. Всего Лермонтовым написано около 400 стихотворений. В единственном поэтическом сборнике, опубликованном в 1840 г., было 26 стихотворений. Эта цифра зафиксировала возраст гибели поэта. Точкой разделения жизни и творчества Лермонтова стал 1837 г. В 1837 г. он становится творческим наследником Пушкина с выходом стихотворения «Смерть поэта». Все 26 стихотворений были созданы до 1837 г. Годы жизни Лермонтова – трагическое ощущение ухода культуры в подполье. Его лирику определяет образ поколения. Лермонтов соотносится с Пушкиным. Это стремление русской культуры осмыслить два типа сознания. Пафос творчества Лермонтова – воля к жизни. Стихотворение «И скучно, и грустно» - творческое завещание поэта. Это свидетельство сложного поединка с жизнью и судьбой.

Лермонтовская лирика – лирика больших философских обобщений. В его творчестве соотносятся восточная философия фатализма и западный волюнтаризм. Постоянное ощущение борьбы определяет масштаб лермонтовской лирики.

Лирику Лермонтова можно рассматривать синхронно и диахронически. Важнейший концептуальный настрой – трагический колорит, проблема жизни и смерти. В лермонтовской лирике обострённо, болезненно, экзальтированно чувство личности. Столкновение противоположных понятий определяет антиномию лирики Лермонтова. В его творчестве выделяется около 50 антиномий: свобода и неволя, действие и бездействие, земля и небо, фатализм и волюнтаризм, дом и бездомье и т.д. Главная особенность лирики Лермонтова – рефлексии, сближающие его с Баратынским.

Лермонтов, как и Пушкин, остро вопринял Байрона. Байронизм – важнейший подтекст для литературного творчества Лермонтова. Лермонтову было близко бунтарство Байрона, представителей «бури и натиска». Его также волновал Шиллер. Но постепенно происходит отталкивание от Байрона («Нет, я не Байрон, я другой» - 1830 г.). Происходит решительный отказ от подражания, максималистского чувства. Лирика раннего Лермонтова – резкое и решительное противостояние массовому сознанию.

Для лирики Лермонтова характерное автоповторное возникновение волнообразных движений мышления. Автоповторы определяют лейтмотив лермонтовского творчества. Это попытка продублировать разные мотивы, придать им новую жизнь. Тема узничества выражена в разных стихотворениях. В 1832 г. выходит стихотворение «Отвори мне темницу», отражающее общеромантическое настроение узничества. В стихах 1837 г. «Узник» и «Сосед» образ неволи связан с земными людьми и трагической ситуацией. Образ наполняется земным содержанием. На смену общефилософскому образу узника приходит земной, социальный образ тюрьмы, монологу – ролевая лирика. Лейтмотивом являются образы демона, паруса. Характерной особенностью лейтмотивов является их внеродовой и внежанровый характер.

Характерными для Лермонтова являются философские мотивы одиночества. Одиночество – часть космоса бытия. В конце жизни Лермонтов пишет маленький роман «Выхожу один я на дорогу». Структура романа определяется делением на главки – четверостишия. Вводный образ кремнистой дороги вводит сакральные образы. Мироощущение одиночества заполняет пространство жизни. Для Лермонтова тяготение к одиночеству – продолжение философии.

Но для Лермонтова важно обрести родственную душу. Обращаясь к текстам других поэтов, Лермонтов пытается переложить все человеческие стихотворения на русское сознание. В стихотворении Гёте «Горные вершины» тема космизма превращается в

мольбу. Горные вершины становятся горними. Одиночество для Лермонтова полисемантично: покой, мятеж, соединение с родственной душой.

В лирике Лермонтова нет мотивов дружбы. Главным топосом души лермонтовской лирики становится образ пустыни. Это пустыня души, её опустошённость. Возникает образ звёздной стихии, стремление к идеальным звёздам. Образ мироздания определяется соотношением отдельной личности, пустыни и космоса.

Лермонтов даёт понимание любви как драмы, поединка, трагической разлуки, непонимания, ревности. Цикл «К Н.Ф.И.» показывает, что в любви, как и в дружбе, нет гармонии. Лермонтов продолжает традицию пушкинской темы поэта и поэзии. Тема трагического изгнания поэта определяют стихотворения Лермонтова. В его лирики ощущается внутренний протест. Часто встречаются топосы моря, океана, настроение бури. Лермонтовская лирика спонтанна. За 13 лет Лермонтов прожил 3 жизни в литературе.

Этапы творчества:

1. Юношеская лирика (1828 – 1832 гг.); 2. Переходная лирика (1832 – 1836 гг.); 3. Зрелая лирика (1837 – 1841 гг.).

Ранняя лирика Лермонтова – самоопределение, поиск себя. Лермонтов пытается найти своё лицо. Главный образ – бунтарь и действующая личность; главная тема – бессонница и ночь. Заглавия знаковые («30 июня 1830 г. Париж»). Датированное заглавие – характерная черта дневниковой записи. Ощущение лирического дневника принципиально важно. Это «исповедь горячего сердца» (Ф.М. Достоевский). Ранние лермонтовские стихотворения пространны. Дневник – важный принцип рождения нового героя. Лермонтов начинает как поэт с ярко выраженным лирическим началом. Окружающий мир вторгается в сердце поэта. Многие стихотворения аллюзионны. Юношеские стихотворения не были предназначены для печати и носили исповедальный характер. Лермонтовские стихотворения – монологи. Натуралистическая связь с загробной идеей выражена в бренности бытия.

В период обучения в юнкерской школе Лермонтов создавал «Юнкерские поэмы».

Лермонтов был болезненным ребёнком и сиротой. В раннем творчестве ощущается настроение действия, призыв к воле.

В переходный период были созданы стихотворения «Казачья колыбельная», «Еврейская песня», «Два великана», «Парус». Лермонтов тяготеет к эпической форме, к поэмам. Для Лермонтова было важно движение к объективной лирической рефлексии. До 1837 г. лирика Лермонтова была лабораторией творчества.

Зрелая лирика Лермонтова – лирические шедевры. Его развитие определяется сопричастностью с национальной жизнью. «Смерть поэта» - стихотворение-инвектива; «Бородино» определяется очной ставкой поколений, демократической интонацией солдата. Это стихотворение стало военным гимном. В стихотворении «Дума» показано поколение изнутри. Стихотворение «Песнь про купца Калашникова» - аллюзия.

В зрелой лирике происходит перестройка личностного сознания. Выражением сознания поэта становится не его лирическое Я, а русский человек. Лермонтов движется от общеромантической темы к конкретно социальной. В стихотворении «Валерик» даётся интонация безыскусного рассказа. Основная часть стихотворения – развёрнутое описание военных действий. Конкретика объектов очень важна. Объект безыскусного рассказа связан с любовной темой. Лермонтов интимизирует повествование, придаёт батальной теме общечеловеческий смысл. Лермонтовское стихотворение фрагментарно. Это астрофичная поэма.

В лермонтовской лирике внешний мир расслаивается в сознании. Возникает картина провинциального национального мышления. Увеличивается потенциальная сатирическо-инвективная интонация. Лермонтов по-разному воспринимает понятия «родина» и «Россия». Возникают образы простых русских людей.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >