Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба.

Ответ: творчество Полежаева осмысляется послепушкинским. Это поэт конца 1830-х гг. В 1826 – 1841 гг. начинает формироваться «низовой романтизм». В нём отмечается влияние неистовых романтиков, интересующихся прозой жизни. С ним связано отображение злачных мест. Романтизм смыкается с натурализмом. Поэзия становится более документальной и демократичной. Приходит эпоха разночинцев. Полежаев – солдатский поэт. 25 лет службы лишали человека корней, превращали человека в изгоя. Голосом Полежаева говорила солдатская Россия.

Полежаев был незаконнорожденным сыном помещика Струйского. Он родился и вырос в Саранске. После ссылки отца Полежаев попадает к дяде и устраивается в Московский университет вольнослушателем. Московский университет определял атмосферу жизни. Полежаев вёл себя вольно. В нём были первые истоки русского низового романтизма. В этой атмосфере появляется поэма «Сашка» (1825 – 1826 гг.). До этой поэмы Полежаев писал вольные переводы с французского, представлявшие собой усреднённый романтизм. Сашка – подцензурное произведение с точки зрения анархического вольнолюбия и перенасыщенности ненормативной лексикой. В центре произведения автобиографический герой. В поэме просматривается антиэстетический эпатаж. Это было связано с перестройкой самой поэзии. Топос поэмы – Марьина роща, средоточие московских притонов. Принципиально важна эпатажная позиция и жаргонная лексика. Полежаев осознаёт нелитературность текста. С Полежаевым связана маргинальность в литературе. Для Сашки важно анархическое отрицание и эмансипация плоти. Полежаеву было важно воссоздать богемно-студенческую среду. Бравада – основная форма протеста, но их свобода сужается.

Сашка во многом соответствует Полежаеву, но в биографическом смысле. Но автор – вольнолюбец, а герой не поэт. Для него важнее жизнь. Он не может осмыслить свою жизнь. Дядюшка проверяет Сашку. Протест Сашки доходит до уровня анархии. У дядюшки он ведёт себя как комильфо. Его бунт происходит на уровне инстинкта. Поэма идёт по тексту первой главы «Евгения Онегина». Автор допускает сбои в онегинской строфе. Создавая «Сашку», Полежаев знал только первую главу «Евгения Онегина». Нельзя однозначно оценивать характер реминесценций. Это и подражание, и пародия (снижает Онегина). Полежаев полемизирует с самим образом дворянского героя. Проявляется определённый низовой демон.

Последующая жизнь Полежаева – 12 лет солдатской жизни и полное бесправие. Он амнистирует солдатский слой, но в русскую поэзию вошла низовая культура.

Темы лирики Полежаева:

  • 1. Узническая (тюремная тема);
  • 2. Солдатская.

Узническая общеромантическая тема у Полежаева обретает колорит натуралистической, реалистической тюрьмы. Узник Полежаева – человек, лишённый жизни. Россия предстаёт своеобразной тюрьмой. Тюрьма близка сумасшедшему дому. Используя эсхатологические темы, откровения апокалиптического характера, Полежаев даёт последствия узничества. Полежаев не создаёт иллюзий. В «Узнике» Полежаев раскрывает стороны страдания. Его герой – анархист и нигилист – отрицает всё. Полежаев воссоздаёт феномен страшной толпы. Он говорит о «безлюдной толпе». Толпа превращается в хамелеона, а отдельный человек – в оборотня. Герой Полежаева – часть толпы. В поэзии Полежаева возникает хаос природы. Герой Полежаева не видит ландшафтов.

Полежаев показывает войну глазами солдата. Он даёт новое изображение войны (отсутствие гусарского ореола, солдатские будни). Солдатская жизнь не насыщена патриотизмом – это Апокалипсис. В его поэзии много смерти. Его Кавказ в поэмах «Эрпели» и «Чир-Юрт» бытовой, ежедневный. Полежаева интересовала жизнь русского солдата на Кавказе. Кавказ страшен своей чуждостью. Полежаев остро вводит в лирику чувство чужого. Он подчёркивает, что русский человек вмешивается в жизнь другого народа. Полежаев – фигура, противостоящая общему направлению, переходная фигура между романтизмом и натурализмом. Он подготовил почву поэзии 1860-х гг

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >