Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина.

Ответ: роман «Капитанская дочка» – литературное завещание Пушкина. Работа над романом велась в 1832 – 1836 гг. Обстоятельства русской жизни 1830-х гг., размышления о природе самодержавия обратили внимание Пушкина на драматическую эпоху русской истории. Восстание Пугачёва было прообразом гражданской войны. Пушкин собирал материал в московских архивах. В 1833 г. Пушкин едет по пугачёвским местам. Он пытается документировано представить историю восстания. В 1834 г. из-под его пера выходит историческое сочинение «История Пугачёва». Оно было опубликовано под заглавием «История пугачёвского бунта». Это яркое историческое исследование с художественными элементами.

Параллельно Пушкин задумывается над вопросом взаимоотношения крестьян и дворян. Прологом к размышлению о бунте стал незаконченный роман «Дубровский». В этом романе очевидны традиции Вальтера Скотта. Но эта тема не была решена до конца. С 1835 г. Пушкин искал героя. Этот герой должен был быть дворянином. Неопределённым было его положение. Менялись фамилии героя. В 1835 г. оформляется герой (П.А. Гринёв) и героиня – дочь капитана. Героиня постепенно выдвигается на первый план повествования.

Пушкин не оправдывает ни одну из сторон. Он остаётся объективным летописцем, препоручая повествование герою. Существуют позиции издателя и героя. Роман был напечатан в журнале «Современник» за 1836 г. Под текстом романа стоит дата 19 октября 1836 г. В дате содержится идея объединения русских людей.

Эпиграф-концепт обращён ко всем. Но он редуцирован. В его полной версии существует диалог «честь – платье». Заячий тулупчик становится символом сближения. Проблема чести определяет образный мир героя. Носителем чести является Маша Миронова. Она выше военных действий и поступает по закону. В экстремальный момент дворянской чести остаётся верен и Гринёв. Его антипод Швабрин – романтический демонический герой. Романтический эгоизм губит Швабрина. Он стоит нравственно ниже, чем Гринёв. Диалог персонажей носит миромоделирующий характер.

Пушкину было важно выразить исторические образы Екатерины II и Пугачёва. Екатерина участвует в сфере домашней жизни. Изображение Екатерины в романе – литературная калька с портрета Боровиковского. Эта Екатерина легендарна, мифологична. Она не выступает как живая личность. Она участвует в домашних эпизодах. Пугачёв выходит из метели. Он является вожаком и вожатым. Пугачёв вырастает до символа эпохи. Пушкин даёт живого Пугачёва. В нём живёт элемент трагизма, внутреннего разлада.

Диалог Гринёва и Пугачёва важен с социальной точки зрения. Поверхностное социальное различие не мешает человеческой симпатии. Гринёв нужен Пугачёву. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва определяют антропологическое направление диалога. Генетическая основа последующей русской идеологии – слова Гринёва: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >