Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов.

Ответ: хронологические границы последнего периода – 1831 – 1837 гг. 18 января 1831 г. Пушкин венчается с Н.Н. Гончаровой. Эти годы – время семейной жизни и дома. У него родилось четверо детей. Пушкин – заботливый отец. Его жена становится хранительницей домашнего очага. Она была женщиной удивительного такта жизни. Она вела все издательские и имущественные дела Пушкина. Он в это время полон замыслов. Он открывает дорогу новой русской журналистике, создаёт четыре номера журнала «Современник». Сподвижником Пушкина в «Современнике» становится Гоголь. Пушкин также открывает Тютчева, в его журнале Денис Давыдов печатается как прозаик, издаются «Записки» кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Номера «Современника» дали концепцию новой русской литературы.

На Пушкина начинается травля со стороны «торгового направления» в литературе. Отношения со двором и Третьим отделением усложняются. Мироощущение Пушкина в это время было трагичным.

В прозу Пушкина входит поэзия, определяя её метрику. Возникает прозиметрия. Поэзия становится частью прозаического мироощущения. Эпос наполняется лирическими вставками. Происходит поэтизация прозы и самой жизни.

Проблемы исторической жизни входят в лирику. В поэзию 1830-х гг. входит историософский подтекст. Стихотворение «Клеветникам России» - обращение к Европе. Стихотворения «Над гробницей святой», «Бородинская годовщина», «Полковник» - исторический триптих. В жизни Пушкин – поэт, а в поэзии – человек.

Стихотворение «Осень» 1833 г. – отрывок из самой жизни. Эпиграф стихотворения отсылает к вопросу: что есть осень для поэта? Первая часть стихотворения – поэтический пролог, рисуется картина осени. Кульминация – рассуждение о плодах осени. Появляется несколько парадоксальный образ корабля в неподвижной глади. X – XII строфы создают историософскую концепцию. Вопрос в XII строфе – вопрос о пути самой России. Октава обретает поэтическое значение.

Пушкинские тексты нельзя называть философскими, так как философия предполагает рационализм, а пушкинская лирика – поэзия жизни. Лирика 1830-х трагически передаёт безвременье. Показывается цикл трагедии личности («Не дай мне Бог сойти с ума», «Странник», «Подражание Данте», «Из Пиндемонти»). Сквозная тема – тема бесприютности. В стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума» (1833 г.) Пушкин даёт лирическую картину России как сумасшедшего дома. Это одно из самых трагических произведений эпохи 1830-х гг.

«Странник» - небольшой стихотворный роман. Это история побега мыслящего человека из дома и семьи. Это трагедия человека, который не может примириться с окружающей жизнью. Это более бесперспективный вариант «Горя от ума». В «Подражании Данте» Пушкин даёт образцы дантовской бесовщины, проецирующиеся на русскую жизнь. В наибольшей степени личностное противостояние определено в стихотворении «Из Пиндемонти». Это мистификация, так как подобного у Пиндемонти не было. Это удивительная форма рефлексии, где совмещено философское и историческое. Пушкин не хочет гнуться перед царём и народом. Он отстаивает личную самостоятельность. Это произведение симфонического звучания.

Главная особенность новой лирики – процессуальность. Характерной чертой пушкинской лирики становится панорамность. В пушкинском пространстве всегда важен вектор времени. В элегии «Вновь я посетил» Пушкин передаёт эстафету. Ритм текста скрывает отсутствие рифмы. Текст насыщен бытовым ощущением жизни. Стихотворение устремлено в будущее. Этот текст имеет поэтический постскриптум, «память сердца». Поэт устремлён в пространство жизни.

Пушкин поступательно, всеохватно открывает народную поэзию. В 1834 г. Пушкин создаёт «Песни западных славян», обращённые к Югославии. Он попытался передать вражду народов. Его тексты насыщены предчувствием братоубийственной войны. Стихотворение «Конь» - диалог поэта с конём. Предсмертный монолог воспринимается как реквием.

После Болдинской осени Пушкин каждый год пишет сказки. В сказках Пушкина главное – великие человеческие ценности. У Пушкина исчезают заимствования. Варьируется ритмика стихов пушкинских сказок. Образ разбитого корыта становится философией бытия. Сказки Пушкина – космос мифологии, сюжетов и героев. Диалог добра и зла обнажается в пушкинских сказках. Стих становится аналогом ритма жизни. В пушкинской поэзии смешное и трагичное неразделимы.

Последнее поэтическое произведение Пушкина – «Памятник» - самый лучший «Памятник» со времён Горация.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >