«Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика.

Ответ: вершиной пушкинской концепции Петра I становится стихотворная повесть «Медный всадник». Её заглавие символично. Это ключ к философскому прочтению темы. Пушкин тяготеет к подобным заглавиям в 1830-е гг. Эти заглавия символизируют целый пласт культуры. В центре произведения – знаменитый памятник Петру Великому работы Фальконе. Памятник становится символом монархии.

Хронос произведения процессуален. Сам памятник символизирует петровскую эпоху. Действие происходит в 1824 г., во время знаменитого петербургского наводнения, в эпоху Александра I. Памятник скрепляет воедино три эпохи и трёх императоров. Топос определён подзаголовком «петербургская повесть». Пушкин создал собственный петербургский текст. Для произведения характерно повествовательное начало. Хронотоп скрепляется образом памятника. Бунт героя сродни восстанию декабристов.

Характерной особенностью повести является сочетание в ней креативного и эсхатологического мифов. Вступительная часть – креативная, здравица Петербургу. Основная часть – эсхатологическая. Город восстаёт против человека.

Ещё в «Борисе Годунове» Пушкин остро поставил тему всадника и коня. В трагедии власти взаимоотношения коня и всадника приобретают трагическое звучание. Конь – образ несущейся России. Петербург – символ империи. Символический подтекст произведения определяется взаимоотношениями человека и власти.

Сюжетным героем является маленький человек по имени Евгений. Презентация героя происходит на фоне разбушевавшейся Невы. Под влиянием трагедии происходит столкновение Евгения с эсхатологическим Петербургом. Подзаголовок наполнен историко-литературным значением, связан с «Петербургскими повестями» Гоголя. Маленький человек раздавлен Петербургом. Медный всадник становится воплощением силы власти, противопоставленной человеку.

Композиция трёхчастна. Это отражение философской триады: тезис – антитезис – синтез. Первая часть – одическое восхваление Петербурга. Антитезис – изображение драматической картины наводнения. Третья часть – синтез великого города и разрушенных судеб. Идёт нарастание объёма чувств маленького человека. Первая часть насыщена сентиментальными идиллическими тонами. Вторая часть – драматические бытовые сцены. Наводнение в душе оканчивается бунтом героя. Чем больше оживает душа героя, тем больше мертвеет памятник.

Евгению присущи эпитеты «бедный» и «безумный». В конце повести Евгений становится площадным героем. Начинается поединок Евгения с властью. Символическим воплощением власти становится памятник, который оживает. Сцена погони всадника – одно из финальных мест поэмы. Погоня – своеобразное испытание героя.

Пушкинская поэтика стереоскопична. Он мыслил стилями, умел давать диалог точек зрения. Пётр I – символ деспотичной власти, не совместимой с интересами человека. Петровскую тему драматизировали биографические импульсы. История Петра I в 1830-е гг. всё больше соотносится с современностью.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >