Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Ответ: Пушкин чётко зафиксировал длительность написания романа: 7 лет, 4 месяца, 17 дней. Пушкин называет роман своим любимым детищем. «Евгений Онегин» взаимодействует с обширным творческим контекстом. Другие тексты входят в пространство пушкинского мышления. Это взаимодействие очень продуктивно. Пушкин насыщает стихотворный текст многочисленными прозаическими примечаниями. Текст становится поведенческим, он корреспондирует со всем пушкинским творчеством этого времени.

«Евгений Онегин» – роман о романе. В тексте романа упоминается около 50 шедевров мировой романной культуры. Пушкин пытается создать свою концепцию романа: «Роман, в котором отразился век, и современный человек показан был довольно верно».

Уникальной особенностью пушкинского текста является печать романа по главам. Пушкин открывает закон романного жанра: роман становится самодвижущейся реальностью, аналогом самой жизни. Роман непредсказуем, как и сама жизнь. Пушкин говорил: «Роман – историческая эпоха в вымышленном повествовании».

Полный текст романа был опубликован в 1833 г. В 1836 г. Пушкин готовит вторую редакцию. Пушкин постоянно переорганизовывал текст, не стремился расставаться с ним. Роман пульсировал, как живой организм. Во втором издании Пушкин обогащает текст предисловием и примечаниями. Творческая история романа – ключ к описанию его уникальной поэтики. В.Г. Белинский говорил: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни, акт сознания русского общества, в высшей степени художественное произведение». Для Пушкина было важно дать энциклопедию русской интеллигенции.

Пушкин говорил: «Время моё в романе рассчитано по календарю». В романе присутствуют времена года, воссоздан естественно-биологический круговорот. Но время в пушкинском романе историческое. На основе деталей романа можно рассказать о героях всё. Евгений Онегин родился в 1795 г. Это время поколения Пушкина. Ленский и Татьяна родились в 1803 г., Ольга – в 1804 г. Годы обучения Евгения Онегина – 1811 – 1812 гг., время, связанное с Отечественной войной. Первая глава – зима 1819 г. – весна 1820 г., вторая – третья главы – лето 1820 г., четвёртая глава – осень 1820 г., пятая глава – 2 – 12 января 1821 г., седьмая глава – весна 1821 – февраль 1822 гг., восьмая глава – март 1825 г. Историческое время – 1819 – 1825 гг. Это время соотносится со временем автора. Всплывают и факты его биографии.

Пушкинские герои – молодые интеллигенты эпохи Отечественной войны. В начале пути героям по 18 лет. Историческая эпоха у Пушкина – ещё и время русской культуры, формирование национального культурного сознания. Очень важно и пространство. Время пространственно само по себе. Пушкин описывает русские дороги. Герои Пушкина – герои пути. Пушкин впервые вводит в роман пространственную категорию пути. Путешествие героев – возвышение и воскрешение их души. Пушкин расширяет российское пространство, создаёт духовный мир. Пушкину важна не география, а психология русской души.

Роман заканчивается путешествием Евгения Онегина. Герои Пушкина уходят в жизнь. Вариативность судьбы для Пушкина важнее, чем её законченность. Композиционная рама романа связана с путешествием.

У Пушкина важна семантика гидронимов. Пушкин видит в них движение внутреннего мира героев. Фамилии центральных героев – выражение гидронимов рек, фиксирующих национальную ментальность. В основе гидронимического обозначения лежит героическая семантика. Пушкин подчёркивает статус героев как выразителей общественного сознания. Их антиподом является Зарецкий, «человек за горой», живущий

в «философской пустоши». Онегин и Ленский – герои-реки со своими страстями. В романе Пушкина около 100 гидронимов. Для любимых пушкинских героев водные потоки не замерзают. Водная стихия принципиально важна для раскрытия внутренней динамики героев.

В «Евгении Онегине» очень важна семантика дыхания. Пушкин принципиально пропускает строфы. Для него принципиально важно воссоздание дыхания текста. Пушкин называет главы своего романа «пёстрыми». Пестрота – разнообразие, краски фламандской школы живописи. Пёстрые главы – «ума холодного наблюдения и сердца горестного заметы». Роман удивительно музыкален. Своеобразным выражением поэтического воздуха становится онегинская строфа. С количественной точки зрения это сонет с удивительным сочетанием рифм: abab|ccdd|effe|gg. Структура онегинской строфы напоминает архитектурную гармонию. Роман самодвижущейся действительности оказался глубоко продуманным.

В романе около 70 действующих лиц. Это стихия всеобщего самосознания, процесс рождения русской нации. В центре «Евгения Онегина» 3 героя: Онегин, Татьяна, Ленский. Традиционно допушкинская литература ориентировалась на одного героя (романтизм) либо на влюблённую пару (сентиментализм). У пушкинских героев своя точка зрения, они представляют разные пути развития русской действительности. К героям присоединяется автор. Он дистанцируется от героев. Герои Пушкина близки по духу, их объединяет молодость. Пушкин ставит проблему молодости и ответственности за неё, так как в молодости человек создаёт сам себя. Онегин старше всех героев. Его судьба воспринимается всеми героями как образец. В нём концентрируется опыт жизни. Пушкин находит множество определений молодости. Пушкинские герои – страстные философы. Пушкин рассказывает о героях самостоятельно. Герои воспринимаются окружающими как нечто непонятное. Все три героя – нонконформисты, они не хотят жить по усреднённому принципу. Открытием Пушкина было вхождение женщин в мир героев.

Письмо Татьяны говорит и о любовных притязаниях, и о проблеме интеллектуального голода. Расширяется душа героев. Герои томимы духовной жаждой. Это творческие люди. Пушкин вводит книгу в текст романа. Книга интеллектуальна и одухотворённа. Для Евгения Онегина важен энциклопедизм. Онегин читает и душой, и сердцем. В центре романа – посещение библиотеки, кабинета Евгения Онегина. Татьяна, воспитанная на сентиментальной литературе, читает и живёт сердцем. Впоследствии Татьяна читает всё. Особое место в романе занимает Ленский – тип романтического сознания. Это поэт несбывшихся надежд, его судьба туманна. Для Пушкина проблема героя заключается в его духовном совершенствовании. Пушкинские герои даны в эволюции. Очень важен процесс «осердечивания» человека.

Пушкин вводит в роман любовь – русскую и страстную. Онегин ошибся в выборе – он не разглядел в Татьяне то, что увидел, впоследствии, когда было поздно. Для Пушкина важен зеркальный принцип. В текст письма Онегина переходят целые формулы из письма Татьяны. Эти письма не написаны онегинской строфой. Письмо – то, что невозможно написать рационально точно. Евгений Онегин прошёл огромный путь духовного совершенствования. В его образе потрясает сложность духовного бытия.

«Евгений Онегин» – роман в стихах. Пушкинский роман – лирическая структура. Лиризм – необходимая и важная особенность стиля. В пушкинском романе дана циркуляция лиризма. Синтез сюжетно-эпического и авторско-лирического начала определяет роман. Герой многолик и многозначен – существует около 100 определений.

В герое-авторе Пушкин выразил себя. Автор многолик, он постоянно меняется. В первых главах автор самостоятелен, автор – герой. Дальше автор выступает как режиссёр. В последних главах Пушкин выступает как эпический автор. Автор в романе – художественное сознание, определяющее текст.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >