Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов.

Ответ: проблема власти соотносилась в пушкинском сознании с личностью Петра I. Его реформы в пушкинском сознании соотносились с современностью.

Произведения о Петре I:

1. 1826 г. – стихотворение «Стансы»; 2. 1827 г. – незаконченный роман «Арап Петра Великого»; 3. 1828 – 1829 гг. – поэма «Полтава»; 4. 1833 г. – петербургская повесть «Медный всадник»; 5. 1834 г. – исторический очерк «История Петра Великого»; 6. 1835 г. – стихотворение «Пир Петра Великого».

Пушкину было важно проследить историю русской государственности. Он постоянно соотносит Петра I с Николаем I. Первые обращения Пушкина к петровской теме зафиксированы после возвращения из ссылки в стихотворении «Стансы». Стансы – законченные четверостишия, отражающие пять внутренних этапов развития петровской эпохи, историю «работника на троне». Стихотворение имело программный характер, органично входящий в диалог с Николаем I. Стихотворение является концепцией понимания Пушкиным эпохи Петра.

В романе «Арап Петра Великого» Пушкин интимизирует петровскую эпоху через образ своего предка Ибрагима Ганнибала. Название роману было дано издателем Анненковым. Слово «арап» помимо национальности героя отражает его статус слуги. Показано превращение слуги в просвещённую личность. При написании романа Пушкин пользуется семейной хроникой.

Пушкин выработал для себя стиль лаконичного повествования. Он пишет исторический роман. Популярным автором исторических романов был Вальтер Скотт.

Пушкин продолжает традиции Скотта. Не все события хроники соответствуют интерпретации Пушкина. Пушкин изображает историю домашним образом. Характерной особенностью является принцип параллелизма: сопоставляется Франция и Россия, Ганнибал и Корсаков, бояре и дворяне, Ганнибал и стрелец Валериан.

Эпиграфом для романа послужила цитата из Языкова «железной волею Петра преображённая Россия». В центре романа – Россия-мастерская. Пётр показан на периферии действия, он герой-идеолог. Пушкин показывает Францию умирающей державой, а Россию – энергичной страной с реформаторскими идеями.

Через биографию Ибрагима Пушкин показывает главное последствие реформ – рождение новой личности духовно. Во Франции Ганнибал не воспринимается как живой человек. Пётр же видит в Ганнибале талантливого человека. Для Петра важен талант самой личности. Пушкин показывает незаурядную личность и проблему петровской деспотии.

Существует проблема завершённости романа. А.А. Ахматова говорила, что «законченность произведений Пушкина в их незавершённости». Пушкину принципиально важно открытие пространства жизни. При обращении к теме Петра Пушкин ставит проблему петровской эпохи.

Почти одновременно возникает поэма «Полтава». Это эпико-героическая поэма, где определяющим является сюжет Полтавской битвы. Однако этот сюжет не связан с многочисленными «Петриадами». Вся поэма проходит фактически без Петра. Это поэма романного типа. В ней переплетается историческое и семейное. В центре поэмы – история гетмана Мазепы. К теме Мазепы обращались многие историки и поэты (Рылеев, Байрон). Пушкин исследует страсти в контексте истории. Пушкин ищет в географическом названии Полтава сопряжение исторического и семейного.

В истории Мазепы Пушкин исследует его характер. Любовь Марии возвышает героя и одомашнивает его характер. Трагический подтекст его личности возникает после казни Кочубея. Вся природа судит Мазепу. Любовная фабула драматизирует сюжет. Для Пушкина важно не предательство, а честолюбие Мазепы. После казни Кочубея на первый план выдвигается история. Воссоздаётся образ петровской эпохи. Пётр весь в движении. Он духовно моложе Карла XII. Полтавский бой – исторический финал предательства Мазепы.

Очень важны женские характеры. Пушкин вводит в литературу мощь женской души. Мария – человек с неженской душой. Предательство Мазепы она воспринимает как личное предательство. Её сумасшествие – заключительный аккорд сильной души, сломленной обстоятельствами.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >