Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».

Ответ: с окрестностями села Михайловского связаны события русской Смуты. Пушкина всегда волновала тема русских самозванцев, потому что проблема власти была актуальна. Пушкин говорил: «История – грядущее прошлое». Несомненным импульсом для написания «Бориса Годунова» (далее – Б.Г.) был выход десятого и одиннадцатого томов «Истории Государства Российского». Свою трагедию Пушкин посвятил памяти Н.М. Карамзина. 7 ноября 1825 г. Б.Г. был завершён.

Тема Смуты давно волновала драматургов (Сумароков, Шиллер). Пушкина в этой теме интересовала трагедия власти, выраженная в образе Б.Г. Буквально за месяц до восстания декабристов Пушкин как бы предсказывает его своим произведением. Пушкина интересует история как процесс, философский взгляд на историю. Формула трагедии по Пушкину – «судьба человеческая – судьба народная». Он создаёт площадно-вечевую трагедию. Это трагедия о «беде Московского царствования».

Первоначальное заглавие пьесы – «Комедия о настоящей беде Московского государства, о Борисе Годунове и Гришке Отрепьеве». Пушкин находит драматургический авторитет в Шекспире. Образцом для Пушкина становятся исторические хроники Шекспира. Пушкин отказывается от всех традиций нормативной классицистической трагедии.

Трагедия Пушкина расчленена на 23 сцены. Они имеют своё хронологическое обозначение. Действие трагедии охватывает мрачное семилетие Смуты (февраль 1598 г. – декабрь 1604 г.). Действие пяти первых сцен происходит 20 февраля 1598 г. Сцены с пятой по тринадцатую рассматривают события 1603 г., сцены с четырнадцатой по пятнадцатую показывают события 16 октября 1604 г. Сцены с шестнадцатой по двадцать третью отражают события 21 декабря 1604 г. Пушкин делает хронотоп внутренне напряжённым и драматичным, показывает кульминационные моменты. Первые сцены звучат за здравие царя Бориса, последние – за упокой. Русский народ разуверяется в своих царях.

В пространственном плане действие кинематографично. Оно очень динамично и постоянно меняет своё местоположение. В трагедии отсутствуют любовные темы. Любовь Дмитрия Самозванца и Марины Мнишек – своеобразный торг. Основной конфликт заключается в борьбе за власть. Ключевые слова трагедии – смута и власть. В трагедии возникает зловещая тень Ивана Грозного. Смута – полисемантичное понятие, это мятеж народа.

Столь же значимо в трагедии понятие власти. Частотным становится выражение «безвластный престол». Конфликт трагедии определяется общественно-политическими понятиями. Определяющей фигурой трагедии становится символический двойник.

У Бориса Годунова и Гришки Отрепьева нет истинного лица. Они обладают множеством номинаций, которые выявляют неоднозначную сущность персонажей. Возникают своеобразные пары персонажей: Ксения Годунова – Марина Мнишек, польский вирша – летописец Пимен. В трагедии появляются и предки Пушкина. Эти герои говорят и от своего лица, и от имени поэта. В драме присутствует авторское отношение.

В развитии характеров Пушкин следует шекспировской концепции многозначности. Борис Годунов – глубоко интеллектуальная, но трагическая фигура. Ему приписывают убийство младенца Дмитрия. Пушкин смотрит на Бориса Годунова с политической точки зрения. Борис Годунов у Пушкина – многогранная и незаурядная фигура. Но он не может усмирить народ и противостоять Дмитрию Самозванцу. В центре трагедии – монолог Годунова, раскрывающий взаимоотношение царя и народа. Ни один владыка по-настоящему не понимает свой народ. В этом заключена трагедия власти.

Незаурядна фигура Гришки Отрепьева. Пушкин показывает удивительно обаятельный образ эгоистичного романтического героя. Но для Пушкина Дмитрий Самозванец – прежде всего предатель. Самозванство осмысляется как трагедия предательства. Романтический герой оказывается самолюбивым эгоистом.

Герои создают многогранные характеры. В этом проявляется мудрость Пушкина. В трагедии Пушкина около 80 действующих лиц. Борис Годунов и Дмитрий Самозванец появляются в относительно небольшом количестве сцен. Настоящие действующие лица – представители народа, безымянные люди. Эти малозаметные фигуры определяют масштаб трагедии, так как не исчезают из действия. Народ – суть самой жизни. Д.С. Лихачёв говорил: «Смех обнажает изначальную хаотичность мира». В трагедии утверждается оптимизм народа, его смех сквозь слёзы. Эпической становится фигура Николки юродивого. Голос народа многолик. Народные сцены воссоздают отношения народа и власти. Если сначала народ обольщён властью, в конце «народ безмолвствует». Народ – безликое единство во множестве. Но между народом и его единичными представителями существует непонимание. Финальная фраза принципиально не заключена в ремарки. Безмолвие народа – его голос страшнее всяких слов, свидетельствует о пробуждении народного сознания.

Пушкин выявил особенности русской власти, трагедии русской власти, показывает историю человека в неразрывной связи с народной судьбой. Трагедия у него связана с комедией. Русский человек обладает неукротимой мощью национального характера. Смех показывает и хаос русской жизни. Появляется и языковой образ комизма. Стихи взаимодействуют с прозой. Размер трагедии – белый пятистопный ямб с удивительным синтезом стиха и прозы. Безрифменные стихи передают разговорную речь. Пушкин попытался воссоздать облик того времени.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >