Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».

Ответ: северная ссылка в родовом селе Михайловском была для Пушкина тяжёлым периодом. Это был период сложных взаимоотношений с семьёй и одиночества. Природа русского Севера также не располагала к положительным эмоциям. В это время Пушкин написал 110 стихотворений, закончил трагедию «Борис Годунов», написал стихотворную повесть «Граф Нулин» и две главы «Евгения Онегина». Переломным моментом ссылки становится восстание декабристов. В сентябре 1826 г. Николай I вызывает Пушкина в Петербург. Он пытается приручить Пушкина, сделать его своим личным поэтом. Пушкин обольщается, но остаётся верным себе.

Пушкин сосредоточился на себе. Важную роль играют его ежедневные впечатления, быт доводится до категории бытия. Объектом пушкинской лирики становится жизнь во всех её проявлениях. Пушкин переходит от романтической очарованности к поэтике действительности. Объектом пушскинских рефлексий становятся дороги жизни. Поэт для него – просто человек. Пушкин учится смотреть на мир глазами других людей. В это время он становится признанным первым русским поэтом.

Общий колорит пушкинской лирики периода – бесконечная зима. В его лирике этого периода много зимних стихотворений. Зима – это внутреннее состояние, настроение. Сквозь зимние пейзажи просматривается солнце как здравица света и жизни. Здесь появляется «Вакхическая песня». Это песня в честь мудрости, поэзии, солнца. Солнце предстаёт духовным состоянием веры, надежды, любви. В этот период появляются стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября 1825 г.», обессмертившие понятия дружбы и любви.

Первые стихотворения периода – «К морю», «Разговор книгопродавца с поэтом». Это программные произведения периода. Если в стихотворении «Погасло дневное светило» море предстаёт романтической стихией, в стихотворении «К морю» происходит своеобразное прощание с Югом, морем, молодостью, памятью. Стихотворение передаёт человеческую историю, судьбы мира. Пушкин ставит острую проблематику обусловленности истории человека обстоятельствами. Пушкин создаёт стихотворение, которое «дышит» Югом. За южными впечатлениями скрывается обусловленность судьбой.

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» идёт установка на диалог. Пушкин пытается раскрыть позицию диалектичного взгляда на творчество. В начале стихотворения поэт – романтик. Но в разговоре с книгопродавцем он понимает, что поэзия связана с жизнью. Определяющей является свобода поэтического. Прозаические слова поэта в финале – определённый компромисс с действительностью. Пушкин ищет диалектику поэзии и жизни. Он сближает прозу и поэзию как сферы жизни. Пушкин насыщает поэтические тексты развёрнутыми прозаическими примечаниями. Примечания становятся продолжением поэтических идей. Показательно, что это стихотворение должно было стать предисловием к «Евгению Онегину».

Северная ссылка отразила многоголосие и расширила топос творчества Пушкина. Это было свидетельство внутренней сосредоточенности. В своих стихотворениях Пушкин сконцентрировал богатство собственных впечатлений. Характерной особенностью является состояние просветления.

Поэт ищет новые ориентиры своего взгляда на мир и че- ловечество.

Творчество, любовь, дружба, проказы и пирушки, одиноче- ство и братство, зимние вечера и воспоминания о море и юге, быт и бытие, высокое и низкое, духовное и материальное — всему есть место в пространстве поэзии действительности; все сферы жизни пересекаются, сопрягаются и выявляют свою диалектику. И Пушкин уже здесь не лирический герой, не романтическая ма- ска. Он органическая часть этого мира и его творец. Пушкинская поэзия действительности не ограничена каким- то определенным топосом. Поэзия действительности включает в себя жизнь во всем многообразии своих проявлений — житейско-биографических, философско-исторических, общественно-политических (не случайно стихи из «Андрея Шенье», запрещенные цензурой: от «Приветствую тебя, мое светило» до «И буря мрачная минет» — распространялись в 1826 г. в списках с произвольным заглавием «На 14 декабря»), литературно-эстетических (многочисленные эпиграммы, послания друзьям-поэтам). Диалог культур как от- ражение «всечеловеческой отзывчивости» был неизбежен в этом лирическом контексте. Два года Михайловского уединения, Северной ссылки — это целая эпоха духовного и творческого развития поэта. Сброше- ны все маски. Пушкин открывает свое подлинное лицо русско- го национального поэта — гения, поэта жизни действительной

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >