Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина.

Ответ: в период южной ссылки Пушкин приходит к лироэпосу. Его поэмы выражали соотношение чувств и проблем, волновавших его. Он пишет пять поэм, в которых ставит сущностные проблемы: «Кавказский пленник» (1821 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1822 г.), «Братья-разбойники» (1823 г.), «Гаврилиада» (1824 г.), «Цыгане» (1824 – 1825 гг.). Эти поэмы традиционно называют «южными».

Поэмы представляют философско-исторические истоки пушкинского миросозерцания. Пушкину было важно показать современного ему человека, преждевременную старость его души. Это своеобразное исследование души молодого человека начала XIX века. В текстах отражаются философские основы байронизма и руссоизма. В духе Байрона он показывает паломничество романтического героя, разочарование, мировую скорбь, эгоизм и скептицизм. Жан-Жак Руссо был интересен Пушкину своей теорией естественного человека. Тема естественной души и ложной цивилизации привлекала Пушкина. Тема героя и среды давала Пушкину возможность развивать свою философскую концепцию. Пушкин обращается к этим концепциям, но не следует им слепо. Он показывает неоднозначность этих концепций.

Язык поэм ориентирован на романтическую эстетику (субъективность, лиризм, исповедь, фрагментарность, новеллистика). Но здесь Пушкин непоследователен – он даёт своё понимание языка поэмы. В центре каждой поэмы свой тип культуры.

Пушкин первым в русской культуре открывает Кавказ. Первоначальное название его поэмы «Кавказский пленник» – «Кавказ». Сначала поэма задумывалась как произведение панорамного характера с этнографическим подтекстом. Но постепенно Пушкин отказывается от этой идеи и предлагает антропоцентрическую тему. Название поэмы перекликается с заглавием поэмы Байрона «Шильонский узник». Тема плена была автобиографичной для самого Пушкина. Пушкин добавляет в поэму тексты своих элегий. В «Кавказском пленнике» (далее – К.П.) очень сильно лирическое начало. Но в начале поэмы силён бытописательный элемент. Однако на первый план постепенно выходит история жизни.

Герой дан объективно: между поэтом и его героем возникает дистанция. Пушкинское произведение называется повестью: это следование традициям восточных повестей Байрона и стремление передать объективное повествование. Образ пленника аллегорический, загадочный, лишённый индивидуальной биографичности. Неизвестна и биография черкешенки. Они представляют противопоставленные друг другу сообщества: житель Петербурга и дочь гор.

В первой части повести пленник героизирован: герой рвётся на свободу. В пространстве первой части растворяется байроновский ореол героя и узничества. В монологи героя включён комплекс байроновских идей.

Во второй части на смену мощному духу приходит разочарованный герой-любовник. Его исповедь снижает его облик. За силой духа скрывается обыкновенный слабый человек. Черкешенка проявляет силу и мощь в молчании. Она жертвует всем, и в этом проявляется сила её духа. Герой оказывается слабым и в любви. Любовный сюжет ещё острее раскрывает противоречие и внутреннюю слабость героя.

Романтизм проявляется в ориентальной раме, фрагментарности, незаконченности повествования. Герой лишён социальной и исторической определённости.

В центре поэмы «Бахчисарайский фонтан» находится легенда о «фонтане слёз» в г. Бахчисарае. История любви хана Гирея и польской пленницы Марии характеризует жестокость эпохи. Образы Заремы и Марии – столкновение цивилизаций и характеров. В центре поэмы – татарская песня.

«Братья-разбойники» – незаконченная поэма на русскую тему, история пленников, скованных одной цепью. Они братья по духу. Вся поэма – песнь.

Поэма «Гаврилиада» – пародия на библейскую тему. Здесь говорит дух пушкинского атеизма, происходит опасная игра молодого гения с библейской темой. Он приземляет библейских героев.

В своих южных поэмах Пушкин даёт энциклопедию романтических характеров и образов. Он стремится к внутреннему единству, но никогда не зацикливается на отдельной теме. Важной особенностью пушкинских поэм является наличие культурно-исторических реалий. Пушкин удивительно пластично рисует окружающую его среду, быт и нравы. Для романтиков была важна проблема литературного колорита. В этой атмосфере возникают острые сюжеты, в центре которых – история человеческих чувств, в основном любви, проблема диалога культур. Для пушкинского сознания важна проблема просветления души через любовь. Пушкинские романтические герои – люди судьбы, пути. Пушкин не принимает концепцию естественного человека. Человек не может отказаться от цивилизации. Пушкин в отличие от Байрона дистанцируется от своих героев. Дистанция ведёт к объективности, возникновению своеобразного суда над героем. Пушкин создаёт диалоги мужских и женских характеров. Он показывает самопожертвование героини и тем самым возвышает женские характеры.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >