Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.

Лирика Южной ссылки неразрывно связана с философи- ей и эстетикой романтизма, уже утвержденного в русской по- эзии. Но для Пушкина романтизм был больше чем литературная традиция; он стал его жизненной философией, а поэтому переживался и выражался серьезно, динамично, как мироощущение. Экзотика южной природы (море, горы, бесса- рабские степи), ориентальные мотивы, связанные с жизнью и легендами восточных народов (черкесы, крымские татары, цы- ганы), близость Греции, борющейся за свою независимость и будоражащей вольнолюбивый дух поэта, готового бежать туда, общение с представителями Южного декабристского общества в Каменке, детская болезнь байронизма и судьба Наполеона, водоворот любовных приключений и главное — психология поэта-беглеца, поэта-изгнанника, ссыльного, узника — все это ворвалось в его жизнь почти неожиданно, и все это необходимо было переварить, чтобы поэтически перевыразить. Пушкинский романтизм полисемантичен, так как он пы- тается вместить все живые впечатления бытия, и он диалоги- чен, потому что поэт воспринимает его уже не столько изнутри как лирический герой, как alter ego автора, а как Автор, кото- рый ощущает постоянную дистанцию между собой и героем. Он иногда примеряет его маску, но никогда не скрывает свое лицо. Первые южные стихотворения, такие как «Мне вас не жаль, года весны моей», «Погасло дневное светило», «Я пережил свои желанья», мучительное расставание с молодостью, ее страстя- ми. Это своеобразная трилогия утраченных иллюзий. И здесь голос лирического героя, новообращенного романтика звучит во всю свою силу. «Я пережил», «я разлюбил», «остались мне одни страданья», «плоды сердечной пустоты», «увял цветущий мой венец», «живу печальный, одинокий», «И жду: придет ли мой конец?» — весь набор из лексикона «унылой элегии» в интона- циях этого героя. первый этап — торжество жизни, ее чудных мгновений, надежд, наслаж- дений, возвышенных чувств, вдохновенных искусств, то встреча со «злобным гением», с демоном — переворот в сознании. Тема романтического эгоиста находит свое продолжение и развитие в «Демоне». Романтическое сознание и романтический герой получают в этом стихотворении аналитическое осмысле- ние. Разрушительное воздействие демонизма как воплощения философии скептицизма, мизантропической этики, презрения к миру воссоздано Пушкиным с удивительным лаконизмом в этом 24-стишном произведении, не разделенном на строфы. Но его разочарование в романтизме не было тотальным и не переросло в глубокий духовный кри- зис. Романтизм оказался пройденным этапом, необходимым и важным как для жизнестроительства, так и для творческого развития. Новые обстоятельства жизни и исторические реалии вносили свои коррективы в лирику.

Ответ: с 7 мая 1820 г. по 9 сентября 1824 г. А.С. Пушкин находился в Южной ссылке. 7 мая 1820 г. он уезжает из Петербурга. Затем он надолго останавливается в Екатеринославе, где его удерживает болезнь. Далее Пушкин посещает Кавказ (Минеральные воды, Пятигорск), Крым (Гурзуф, Бахчисарай). В конце концов он прибывает в Кишинёв, под юрисдикцию губернатора Инзова, где находится до сентября 1823 г. Затем он едет в Одессу, где остаётся до сентября 1824 г. У Пушкина происходит расширение не только географического, но и духовного пространства. Пушкин впитывает в себя новую природу: горы, море – встречается с кавказскими горцами, крымскими татарами, молдаванами, цыганами. В душу Пушкина входит новая природа, рождающая романтические эмоции. Нравы восточных народов впервые открываются перед

Пушкиным. Дополнительным фактором для духовного подъёма Пушкина служит близость греческого национально-освободительного движения под руководством Александра Ипсиланти. Очень важным импульсом становится фигура Байрона. Байрон создал свой цикл восточных повестей, очень важный для развития романтизма.

Пушкин осмыслял свою ссылку по-разному: как узничество, тюрьму, добровольное изгнание-протест. Это время мужания и взросления, максимальной приближенности Пушкина к романтизму. Южная ссылка определила очарование и разочарование романтизмом. В период южной ссылки лирика Пушкина движется к синтетизму.

Романтизм стал для Пушкина «спасительным средством» (Ю.М. Лотман), позволил лирическому герою примерять разные маски и тем самым спасти свой цельный взгляд на жизнь. Это период поисков Пушкина в системе романтизма. Наиболее ярким выражением этих поисков становится лирика. Пушкин пытается проникнуть в душу современного ему человека через самосознание.

Своеобразным прологом романтического периода в творчестве Пушкина становится элегия «Погасло дневное светило». Это стихотворение было написано в ночь на 19 августа на палубе корабля. Море в элегии – символ духовной неуспокоенности. Первоначально стихотворение называлось «Чёрное море (подражание Байрону)». Это название отражало объект и адресат рефлексии. Происходит своеобразный диалог моря и души поэта. Пролог элегии создаёт общее настроение. Море – символ новых впечатлений и настроений. Возникает образ поэта – добровольного изгнанника, искателя новых впечатлений. Обманчивое море – символ самой жизни, ставящей новые вопросы и проблемы. Это элегия утрат и обретений, иллюзий и надежд.

Лирика южной ссылки оформляется в микроциклы. Вслед за элегией Пушкин пишет стихотворения «Мне вас не жаль, года весны моей» и «Я разлюбил свои желания». Пушкина не покидает свет надежды. Элегия и стихотворения образуют трилогию утраченных иллюзий и обретения надежды. В их диалоге возникает синтетическая семантика и стилистика Пушкина. Рождается цикл миниатюр, обращённых к античной древности. Это показывает особую концентрацию чувств. Миниатюры – средство поиска лирической концентрации.

Следующий цикл связан с темами свободы и неволи («Узник», «Птичка», «К Овидию», «Наполеон»). Первые два стихотворения связаны с символикой свободы, а два последних стихотворения расширяют её до исторического масштаба. Пушкин противопоставляет себя Овидию. В отличие от жалующегося на свою судьбу античного поэта, Пушкин – «гордый славянин», мужественно сносящий свои несчастья. Пушкин ставит проблему самостоятельности. Ключом к стихотворению «Наполеон» является рифма «титан – тиран». Узничество Наполеона – своеобразная расплата за его тиранию. Энтузиазм свободы становится определяющим для греческого цикла («Карагеоргию», «Гречанка верная…», «Гречанке», «Кинжал», «Волны, кто вас остановил»). Возникает величественный скульптурный образ гречанки, женщины-символа. Эти стихотворения продолжают свободолюбивую лирику Пушкина. В этом цикле свободолюбивая лирика приобретает свои живые характеры.

Пластика и гармония бытия рассматривается Пушкиным через романтическую историю («Песнь о Вещем Олеге», «Чёрная шаль»). История Вещего Олега даёт Пушкину возможность приблизить историю к современности. Ф.М. Достоевский говорил о «всечеловеческой отзывчивости» Пушкина. Видя жизнь разных народов, Пушкин пытается воссоздать их сознание, мышление. Песня «Чёрная шаль» стала популярным романсом. Исследователи до сих пор спорят о природе этого произведения. В нём Пушкин воссоздал развитие чувства. Настораживает присутствие представителей разных народов в произведении. Это своеобразный Вавилон, концентрация темпераментных эмоций южных народов. Для Пушкина было важно найти образы. В 1824 г. Пушкин издаёт цикл «Подражание древним». Он пытался выработать особый стиль.

Южная лирика определялась любовным чувством. Пушкин пишет многочисленные любовные послания, не открывая адресата. Он пытается создать образец любовной лирики. Отдельные стихотворения воссоздают все этапы любовного чувства. Первое стихотворение цикла – «Ночь» – воссоздаёт атмосферу зарождения любовного чувства. Оно основано на невысказанных эмоциях. Пушкин создаёт лирику невыразимого. Последнее стихотворение – «Всё кончено, меж нами связи нет» – реквием по чувству.

К концу периода Пушкин приходит к разочарованию, кризису романтического мироощущения. Кризис поэта охватывает все сферы: личностную, историческую, всеобщую («Демон», «Кто, волны, вас остановил?», «Свободы сеятель пустынный»). «Демон» для Пушкина – определённый этап, расставание с романтическими иллюзиями. Монолог демона дан в одной строфе большим сложным предложением, главная часть которого представляет собой исповедь романтизма, придаточная – следствие романтического эгоцентризма. Пушкин увидел ограниченные перспективы романтизма, его эгоцентризм.

В период южной ссылки Пушкин написал около 130 стихотворений. Эти стихотворения открывают А.С. Пушкина как художника синтеза.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >