Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».

Ю.М. Лотман писал, что 1820-е гг. были очень театральны. Театр был очень популярен, становился аналогом самой жизни. Бурно развивался водевиль – лёгкое куплетное произведение на злободневные темы. Но это не отвечало сути театральной жизни. Была необходима общественная комедия. Русскому театру не хватало нового героя. Грибоедов внедряет в сознание новый мирообраз.

На первый взгляд, комедии Грибоедова традиционны. Соблюдается единство времени (действие длится около 20 часов), места (дом Фамусова), действия (любовный треугольник). Но в течение этого дня разворачивается история русского общества в

течение 10 лет, она разворачивается в ретроспекции, в памяти. Пространство также раздвигается в репликах персонажей. Многие герои не присутствуют в действии, но о них постоянно упоминается – это внесценические персонажи, создающие пространство жизни. Вяземский говорил: «В комедии Грибоедова народ действующих лиц». Любовный треугольник не имеет счастливого конца – все герои несчастны. Софья и Чацкий представляют столкновение сильных личностей. Молчалин вряд ли может быть частью этого треугольника.

Первый вариант заглавия – «Горе уму», но это более однозначное и однонаправленное заглавие. Концовка пьесы амбивалентна: горе достаётся не только уму Чацкого, но и от его ума фамусовскому обществу. Ситуация комедии рождает синтез комедийного и трагического начал. Грибоедов принципиально настаивал на комедии как на жанровой направленности своего произведения, потому что для него комедия была связана со смеховой культурой, в которой сочеталось комическое и драматическое. Грибоедов выявляет двойственную природу смеха. Ситуация в комедии лишена внутренней комедийности. Это миллион терзаний героев, высокая комедия, ставшая национальным воплощением жанра. Смех в ней очищающий, просвещающий.

Первое явление первого действия отображает любовно-психологическую ситуацию, второе явление – общественно-философскую ситуацию. Эти ситуации чередуются в последующих действиях. Общественно-философская драма связана с любовно-психологической. Комедия Грибоедова написана динамичным разностопным ямбом. В комедии 2221 стих и 60 типов реплик.

16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта. феномен Пушкина заключается в том, что он незримо разлит в нашей жизни. В этом заключается уникальность пушкинского мира. О Пушкине писали все и всегда. Пушкин стал принадлежностью тех, кто жил после него. Он был открыт любому пространству жизни. В.Д. Синявский в своей книге «Прогулки с Пушкиным» показал, что Пушкин – родной, с ним запросто можно погулять.

Пушкин – универсальный гений. Он создал 750 стихотворений, открыл прозу бессмертной концентрации и пластики, необыкновенный театр. Он стал основоположником русской журналистики со своим журналом «Современник». Открывается критика и эстетика Пушкина. Пушкин – профессиональный историограф и замечательный художник. Главное открытие Пушкина – современный русский язык.

Для Пушкина приоритетной и важной была русская национальная стихия. Поэтому он так труден для перевода на иностранные языки. Он открыл прелесть самой жизни. Он сочетал несочетаемое. Изящные и искромётные слова Пушкина заложены в его поэтическом образе. Адам Мицкевич говорил: «Его смерть была ударом по умственной жизни России». Всечеловеческая отзывчивость Пушкина заключается во всеохватности бытия: восточная тема, библейские мотивы, русское национальное сознание (Древняя Русь, Степан Разин, Екатерина II, Пётр Великий). Основные мотивы русской мифологии были сконцентрированы в «Руслане и Людмиле». Его загадка – величайшая мудрость в удивительной простоте.

Пушкин прожил очень тяжёлую жизнь. Он пережил шесть лет ссылок. Чем тяжелее становилась жизнь, тем больше расцветал его гений. Нам близок сам тип личности Пушкина. Он жил выразительно и заразительно. У него было ощущение дара жизни. Это был человек с солнцем в крови. Он скрывал от окружающих свои проблемы и был рядом в трудную минуту. Он стал солнцем и совестью своего поколения. Пушкин не отрекался от современности. Он был хранителем лицейского братства. Он всегда поддерживал друзей. Он любил щедро, был удивительным мужем. После смерти Пушкина в писательской среде начинаются конфликты. Пушкин открывал новые имена в литературе. В своих письмах Пушкин очень мало говорил о себе. Пушкин творил свою биографию. Он играл любовь и жизнь. Превалирующим для него было чувство гармонии. Ю.М. Лотман говорил: «Пушкин – ищущий среди нашедших». Пушкин шёл вперёд постоянно и поступательно. Он всегда был свободен, никому не отдавал свою душу. Пушкин говорил: «Самостоянье человека – залог величия его». Пушкин за всё отвечал сам.

Периоды творчества Пушкина:

1. 1811 – май 1818 гг. – Лицей; 2. 1818 – май 1820 гг. – Петербург; 3. май 1820 – август 1824 гг. – южная ссылка (Кишинёв); 4. август 1824 – сентябрь 1826 гг. – северная ссылка (Михайловское); 5. сентябрь 1826 – сентябрь 1830 гг. – период скитаний; 6. сентябрь – ноябрь 1830 г. – Болдинская осень; 7. Конец 1830 – февраль 1837 гг. – последние годы.

В этом «всё» — и природа национального гения поэта, и его «всечеловеческая отзывчивость», и загадка великого синтеза, и мощь его поэтической традиции, и тайна его дара. И ещё обаяние человеческой личности, ее свет. «Человек с солнцем в крови», «солнечный дар», «наш Моцарт», «закатилось солнце русской поэзии» — кому бы ни принадлежали эти слова, в них неизменно одно: особый дар жизнелюбия, солнечное излучение. В этом водовороте бурных событий личной жизни, в атмос- фере «гражданской экзальтации» непростых взаимоотношений с властью и лично с Государем Пушкин всегда оставался Чело- веком. Он возвел дружбу в символ лицейского братства и сделал 19 октября не только лицейской годовщиной, но и днем верно- сти идеалам молодости и единства поколения. Дружба для Пушкина была всег- да чувство святое, не только личное, но и общественное. Он не разделял многих взглядов декабристов, со многими из ссыльных его не связывали дружеские отношения, но и в «Послании в Си- бирь», в «Арионе» он говорил от имени всего поколения: «Не пропадет ваш тяжкий труд // И дум высокое стремленье» и от себя лично: «Я гимны прежние пою». Пушкинский дар дружбы проявился и в литературной жиз- ни эпохи. Поэты пушкинского круга или арзамасское братство, пушкинские издания — за всем этим стоит не какая-то особая организаторская способность Пушкина, а умение притягивать к себе единомышленников. «Литературная газета», «Северные цветы», «Современ- ник». И сквозь все житейские неурядицы и общие невзгоды Пуш- кин — поддержка и опора. И в этих, казалось бы, бытовых си- туациях и иронических интонациях вырисовывается самая суть, обозначается ядро пушкинской жизненной мудрости — фило- софия самостояния. Он всей жизнью, всеми её уроками и испытаниями выстра- дал, чтобы в конце жизни выразить ее в поэтическом афориз- ме: «Самостоянье человека — залог величия его». Внутренняя свобода, умение «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» помогали Пушкину и в жизни, и в творчестве. Он выходил по- бедителем в минуты отчаяния, хандры, одиночества, так же как ощущал своё предназначение, своё призвание и понимал, что за священный дар надо платить сполна. Самостоянье — это не аске- тизм и даже не стоицизм; это верность себе и ответственность перед другими, современниками и потомками, перед Россией. Для Пушкина русская история была не только прошлым, но и «грядущим прошлым». Его суждения о ней отличались широким взглядом на события европейской политической жизни. Как бы ни складывались его отношения с властью, с царями, с полицией, он оставался патриотом России в истинном смысле этого слова. Но его «всечеловеческая отзывчивость» — это не только по- стижение других национальных культур. Это и пристальное всма- тривание в русский мир, стремление постичь все сферы его бытия, все слои его общества. Он расширил само пространство жизни и мысли, искал взаимодействие между поэзией и прозой, высоким и низким, бытийным и бытовым.

Пушкинский лицей давно стал мифом национальной культуры. Пушкин создал этот миф в своей поэзии. За семь лет в Лицее он создал около 130 поэтических текстов, но это неполный список. Часто Пушкин вообще не записывал тексты, декламируя их экспромтом. Его первые тексты датируются 1814 г. Его первое опубликованное стихотворение – «К другу стихотворцу» (1814 г.) В следующем году Жуковский назовёт Пушкина «будущим русской словесности». Лицейская лирика Пушкина характеризуется бременем ученичества и мастерства. Пушкин учится у всех: у античной поэзии, у французской лёгкой поэзии. Пушкин безукоризненно владел французским языком(Мой портрет). Его привлекала и русская поэзия. У него идёт момент изящной стилизации под русских поэтов. У Пушкина нет плохих стихов. Его стихотворения этой поры – всегда диалоги. Пушкин пытается перепробовать все стили и поэтические формы (любовное стихотворение, дружеское послание, баллада, сонет, дружеская эпиграмма). Он был удивительно трогателен к лицейским друзьям и переживал любовное томление. Его программные произведения тех лет – «К другу стихотворцу» (Пушкин – поэт), «К монаху» (Пушкин – лицеист, а лицей был похож на монастырь), «К Наталье» (Пушкин – влюблённый отрок). Ранняя лирика Пушкина носит ощущение книжности. Перелом происходит в 1812 г., в атмосфере гражданской экзальтации Отечественной войны 1812 г.

«Воспоминание в Царском Селе» (1815 г.) – опыт исторической панорамы, вызванной ночной прогулкой в Царском Селе. Его благословил Державин, и это было началом его перехода к русской жизни и свободолюбивой теме. Ощущение свободолюбия проявляется в его послании к друзьям. Его поэзия 1815 – 1816 гг. имеет лицейское направление. Темы жизни и смерти постепенно входят в творчество Пушкина. Жизнь он рассматривает сквозь философскую призму. Чем больше он пишет о смерти, тем больше чувствует жизнь. Смерть у него обостряет чувства. Он понимает острую необходимость жить страстями. В последние годы перед выпуском он дружит с более старшими товарищами: Чаадаевым, Кавериным. В его стихотворении «Наполеон на Эльбе» осмысляется история гения, масштаб личности. В стихотворениях 1817 – 1818 гг. вырабатывается лирический герой Пушкина, постоянно меняющий маски.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >