Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».

А.С. Грибоедов окончил и математический, и словесный факультеты Московского университета. Он был талантливым музыкантом, математиком и дипломатом. Также он был полиглотом, знал европейские и восточные языки. Подлинное бессмертие Грибоедову принесла его комедия «Горе от ума».

Жизнь Грибоедова – большая тайна. Невозможно точно определить дату его рождения (1790/1795). Неизвестны и точные обстоятельства его гибели в 1829 г. «Горе от ума» (далее – Г.О.У.) было также окутано тайной. Грибоедов говорил, что комедия приснилась ему. У комедии очень лёгкое дыхание. Это одно из величайших творений театра.

Условно работа над комедией определяется 1821 – 1823 гг. Комедия родилась в атмосфере декабризма. Исследователи часто сравнивают героев Г.О.У. с лицами той эпохи. К декабристам Грибоедов относился скептически. Гражданская экзальтация легла в основу монологов героев. Это было время Аракчеева, военных поселений, жестокой муштры. Наметившийся раскол в дворянском обществе позволил Грибоедову воссоздать в комедии атмосферу фамусовской среды. Мирообраз комедии – сама русская жизнь накануне восстания декабристов.

Но это не сугубо политическая и злободневная комедия. Г.О.У. – это комедия о противопоставлении умного человека консервативной дворянской среде. Г.О.У. пережило своё время. Чацкий – первый герой-идеолог, герой нашего времени.

Конфликт определяется столкновением старого и нового, отцов и детей, разных поколений и философий. Комедия Грибоедова стала пророческой. Это комедия русской жизни 1820-х гг.

Чацкий уходит победителем. Он побеждает молодостью, новизной суждений, смехом. Г.О.У. часто сравнивают с «Недорослем» Фонвизина. «Недоросль» – прозаическое произведение, Г.О.У. – поэтическое. Комедия Фонвизина общественно-бытовая. Г.О.У. – общественно-философская комедия. Грибоедов сводит общественные проблемы к философии ума. Отрицательные персонажи у Фонвизина фактурны, а положительные – бесплотны. Цель Грибоедова – воссоздать раскол, поэтому противники выступают как живые характеры. Содержание высокого у Грибоедова и Фонвизина разное.

Философия комедии связана с пониманием ума. В Г.О.У. витает мотив сумасшествия. Но ум – это и мировоззрение. В комедии Грибоедова показана сама система умственного мировоззрения. Но ум сталкивается с посредственностью и серостью. Противником Чацкого в большей степени становится Молчалин. Штамповую номинацию имел и герой. Была принципиально важна его озлобленность. Герой Грибоедова достаточно терпим к людям, он борется с людьми как с общественным явлением. Новая философия ума определила вневременное положение комедии.

Роль героя очень важна в драматическом жанре. Безусловными героями являются Чацкий, Софья, а также всё фамусовское общество как коллективный персонаж. Внутренне Софья – человек наиболее близкий Чацкому. Но и коллективный герой разнообразен в своих проявлениях (Скалозуб – воинствующая аракчеевщина; Репетилов – либеральный болтун; Загорецкий – унаследовавший пороки общественного сознания). Фамилии героев говорящие. Принципиально имя Платона Горича – философия в имени Платон сочетается с понятием «горя». Это трагический вариант Чацкого, раздавленный обществом.

Многие ситуации провоцируют отсылки к Священному Писанию. Чацкий – носитель слова, с которым борется фамусовское общество. Чацкий – «первый страдалец русской сознательной жизни» (Ф.М. Достоевский). Подчёркивается многозначность фамилии Чацкий, которая может восходить к словам «чад» и «чаять». Основа комедии – монологи. В своих речах герои-идеологи излагают свою программу. Словесный эпицентр достигается в столкновении монологов Фамусова и Чацкого. Фигура Чацкого становится символом: он один, но в нём множество. Настоящим противником Чацкого становится Молчалин – представитель массовой идеологии и культуры, серости, склонной к разрушению. Это соперничество идеологий высокого ума. Молчалин откровенно издевается над Чацким. Чацкий – очень живой человек.

Софья – сильная и умная женщина. Это хозяйка дома. Она пытается доказать, что имеет право на любовь. Её месть Чацкому вызвана отчаянием. Трагическая любовь определяет сильный характер.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >