Русская литература



Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса. «Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма. Особенности романтизма в.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года. Творчество в.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов. Путь в.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода». Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие). Творческий путь к.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов). Басенное творчество и.А. Крылова: феномен Крылова. Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума». Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума». Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы). Поэма а.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство. Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки. Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции а.С. Пушкина. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности». Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов». Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов». Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве а.С. Пушкина. Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830). Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа». Лирика а.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года. «Маленькие трагедии» а.С. Пушкина как художественное единство. «Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» а.С. Пушкина. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» а.С. Пушкина. Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» а.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма. Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба. Русский исторический роман 1830-х годов. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы. Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции. Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим. Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад». Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма м.Ю. Лермонтова. «Вечера на хуторе близ Диканьки» н.В. Гоголя как художественное единство. Проблема идеала и действительности в сборнике н.В. Гоголя «Миргород». Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест н.В. Гоголя. Повесть н.В. Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях». Проблема маленького человека в повестях н.В. Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»). Драматургическое новаторство н.В. Гоголя в комедии «Ревизор». Жанровое своеобразие поэмы н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции. Философия русского мира и проблема героя в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души». Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».
 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания