Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Педагогика arrow
Человек

Общение в семье

Жизнь семьи — это мир общения, главным образом между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье — достаточно многогранное явление. Оно представляет собой и отношение членов семьи друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их непосредственный эмоциональный контакт и духовное взаимопроникновение. Наряду с беседами о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, литературой, искусством, политикой и т.д.

В условиях современного научно-технического прогресса общение людей стало приобретать фрагментарный, безличный функционально — ролевой характер. В связи с этим возрастает потребность в доверительном, эмоциональном общении в семье.

Огромное значение для нормального функционирования семьи имеет стиль общения, сложившийся между супругами, которые во многом зависят от свойств из их характера, от их темперамента, культурного уровня, привычек, интересов и, что очень важно, той модели взаимоотношений, которая привносится из семей родителей. Удовлетворенность супругов общением в значительной мере зависит от степени совместимости их ценностей и норм общения. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость, отрицательные черты характера являются плохими спутниками полноценного семейного общения.

Существенным барьером на пути взаимопонимания супругов является эгоистичное мышление, отсутствие способности к всестороннему и объективному анализу собственной личности. Известно, например, что женщины дают себе более скромные и реалистичные оценки. Мужчины же склонны переоценивать свои достоинства. Женщины в большей мере, чем мужчины, склонны к доверительному общению.

Неумение, как нежелание, построить нормальное общение между супругами неминуемо ведет к ухудшению отношений в семье. При хороших взаимоотношениях мужу и жене легко объективно оценить возникшую проблему, сообща найти разумный выход. Прочные отношения в семье способны выдержать несовпадение мнений, настроений и состояний. Бесспорно, что при хороших отношениях возрастает удовлетворенность супружеским общением.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье жена обычно всегда делится с мужем своими огорчениями и получают при этом морально-психологическую поддержку, в неблагополучных же семьях — только 16,7 % жен посвящают мужей в свои нерешенные проблемы и трудности. (Сысенко В.А. Устойчивость брака. — М., 1981, с.97).

Однако не бывает по-видимому, общения, состоящего только из согласия. Стивенсон, автор «Острова сокровищ», писал: "Брак — это долгий разговор, прерываемый иногда спорами". (К сожалению, во многих семьях довольно частыми). Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия:

ссоры, конфликты, споры. И очень важно в возникших разногласиях вникнуть в позицию другого, поставить себя на его место, взглянуть на вещи его глазами. Нормой семейного общения должно быть понимание того факта, что в диалоге сходятся два понимания, две точки зрения, два равноценных голоса. Причем, в процессе возникших разногласий следует говорить только о предмете спора, не напоминать о промахах другого, не делать контрвыпадов типа: «А ты сам(а)»

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главнейший из них — уважение другого, его «я». К сожалению, многие супруги забывают о том, что никто не любит приказного тона, обвинений. Совершенно нетерпимой в семейной жизни является привычка всегда ворчать, делать замечания, кричать. Однако нередко супруги после трудового дня вольно или невольно стремятся расслабиться, сорвать свое скверное настроение на близких, дать выход накопившейся раздражительности. В результате такого рода разрядки человек может получить временное облегчение, но цена его слишком велика, а последствия могут оказаться самыми тяжелыми. Одних начинают мучить угрызения совести и раскаяние за собственную неправоту и несдержанность. Других — обида за несправедливые обвинения и необоснованные претензии и упреки. Выплескивание своих отрицательных эмоций на членов семьи служит разрушению не укреплению, а разрушению ее.

В супружеской жизни очень важно уметь признавать как свои ошибки, так и право других ошибаться. Но для этого требуется благородство. Подчас супруги словно забывают о том, что каждый из них нуждается в добрых словах признания, в сердечном одобрении, похвале, быть понятым и одобренным. Нередко муж или жена пренебрегают этим. Более того, как не парадоксально, но практически единственные люди, говорящие иногда обидные оскорбительные слова, — это члены собственной семьи.

Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к крайне негативным последствиям. Психологическими исследованиями установлено, что существует взаимосвязь между супружескими конфликтами и нервно-психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания приводят к чувству внутренней пустоты, подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека.

Неумение общаться способно убить любовь, разрушить семью. Культура общения должна быть выстрадана в процессе семейной жизни. Ее основными компонентами являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению — умение признать ценность другого, даже вопреки несовпадению позиций. Только таким образом можно сохранить желание и интерес супругов к мыслям и чувствам брачного партнера, достичь подлинной гармонии в семейной жизни.

Очевидно, что в полноценном общении в семье нуждаются так же и дети. Многочисленные исследования показывают, что общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Потребность в общении появляется у младенца, которому нет и двух месяцев. Уже в этом возрасте при виде матери его лицо озаряется улыбкой. А начиная с пяти месяцев общение ребенка становится избирательным и остается таковым на всю жизнь.

Установлено, что общение родителей с детьми имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального и волевого развития. С другой стороны, доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или одним из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола.

По данным ряда социологических опросов во многих семьях дети чаше общаются с матерью, чем с отцом. Именно с ней и у мальчиков и у. девочек обычно складываются доверительные отношения, с ней они обсуждают животрепещущие вопросы. Беседы же с отцом нередко носят эпизодический характер, что существенно обедняет мир общения детей. Вызывает беспокойство также тот факт, что у некоторой части молодежи в детстве отсутствовало доверительное общение как с матерью, так и с отцом. Чаще всего в таком положении оказываются дети, выросшие в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. Нередко в семьях такого типа доминирует воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основываются на приказах, подчинении, необоснованной критике, оскорблениях. Естественно, что образ жизни подобных семей и сложившийся в ней стиль взаимоотношений оказывает отрицательное воздействие на формирование у детей способности к полноценному общению. Следовательно, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к глубокому человеческому общению, поскольку именно в семье подрастающее поколение усваивает на ряду с жизненными ориентирами и ценностными представлениями определенный стиль и характер общения. Таким образом, нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи во многом зависит прежде всего от умения супругов общаться. Однако способность к общению — это не только подарок судьбы. Это дело воспитания и самовоспитания, неустанный труд души, которому должны посвятить свои силы муж и жена с первых дней семейной жизни. Еще более сложное искусство — умение управлять собой в общении с детьми. Чего греха таить: не всегда мы сдерживаемся и порой даем себе возможность "отвести душу". Как часто мы читаем детям длинные нотации вместо того, чтобы тактично сказать весомое родительское слово. Ребенок не любит нотаций, как правило, он знает и чувствует, что поступил неверно, и порой наши слова о том, что он поступил плохо, ничего нового ему не прибавляют. С ребенком не только нужно уметь говорить, но и учить его искусству общения с другими людьми, через которое он включается в сложную систему человеческих отношений. Грубость в общении между родителями ( нигде люди не ранят друг друга так больно, как в семейных конфликтах. Хорошо зная все слабости и уязвимые места своего ближнего наверняка бьют по ним, попадая в яблочко почти всегда), неделикатность по отношению друг к другу нередко отдаются в будущей супружеской жизни детей.

Бесчисленное множество ситуаций и супружеских отношений дает возможность выделить некоторые модели семейного общения, которые объективно существуют в нашей жизни.

Модель 1. Родители заняты друг другом, они — счастливые супруги. Со стороны — как будто все в порядке, даже окружающие иногда им завидуют, тогда как в семье нет необходимого микроклимата взаимопонимания, а дети как бы стоят в стороне от этой большой родительской любви.

Модель 2. Родители заняты каждый самим собой: у них своя работа, которой они увлечены, свои друзья, формы проведения досуга. Здесь возникает разобщенность, налицо отсутствие реальных психологических контактов, без которых формирование семейного климата просто невозможно, и ребенок это хорошо ощущает.

Модель 3. Поглощенность родителей внесемейной деятельностью. Они хорошие, активные производственники, но семья как бы не входит в сферу их жизненных интересов. В результате — это уже не семья, а люди, живущие под одной крышей.

Модель 4. Ее можно было бы назвать так: «Отойди, не мешай!». Психологический смысл этой формы поведения заключается в том, что ребенок постоянно как бы исключается из сферы взрослого общения, не допускается в нее.

Модель 5. Она характеризуется постоянным раздражением супругов по отношению друг к другу и к ребенку. Причем мотивы этой раздражительности могут быть самые разнообразные, они создают в семье атмосферу нервозности, тревожности, эмоционального неблагополучия. Раздражение следует по всякому поводу, образуя непрерывную негативную психологическую цепь.

Модель 6. Ее можно назвать моделью психологического самоутверждения родителей, и проявляется она в том, что супруги постоянно в той или иной форме стремятся утвердить собственное превосходство, лидерство в семье, используя ум, энергию и т.п. Эта психологическая тенденция распространяется и на отношение к собственным детям.

Модель 7. Основной ее психологический подтекст в следующем: я для вас сделал(а) все, а вы как хотите, так и живите. Проявление этой модели может выглядеть так: муж приходит с работы, уходит в свою комнату и отдыхает. Он добытчик, основа семьи и его нельзя обременять мелочными детскими проблемами.

Мы привели лишь некоторые негативные модели внутрисемейного общения. Важно найти свой собственный, для данной семьи индивидуальный стиль организации взаимоотношений, но в любом случае он должен строится на основе увлеченности всех членов семьи совместной творческой деятельностью. Это самый сложный, но и самый продуктивный в педагогическом отношении стиль общения, когда между родителями и ребенком существует постоянная духовная связь, обеспеченная увлеченностью совместной работой, домашними делами, организацией досуга и т. д. Для ребенка на любой ступени его развития семья является значительнейшей частью его мира. Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям — все это играет определяющую роль в формировании личности ребенка. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Он с ранних лет начинает воспринимать, как родители, бабушка с дедушкой, другие родственники и знакомые судят об общественно- политических событиях, о проблемах духовной жизни, бытовых вопросах, об обстановке на работе и о поступках ближних, полагая , что все так и должно быть.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ СКАЧАТЬ   След >
 
СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Человек
Глава 1. Человек-гражданин1.1. Человек как индивидуальность1.2. Человек-личность1.3. Человек-гражданин1.4. Человек — гражданин планеты земляВопросы для обсуждения первой главыЗадание к первой главеЛитература к первой главеГлава 2. Человек-семьянин2.1. Сущность и структура семьи2.2. Функции семьи2.3. Общение в семье2.4. Роль отца в семье.2.5. Особенность студенческой семьиВопросы для обсуждения второй главыЗадание ко второй главеЛитература ко второй главеГлава 3. Человек-деятель3.1. Деятельность человека, её цели, мотивы, потребности3.2. Деятельность и профессиональная компетентность3.3. Человек — деятель — творец3.4. Человек и его мыслительная деятельностьВопросы для обсуждения третьей главыЗадание к третьей главеЛитература к третьей главеГлава 4. Человек-мыслитель4.1. Философское обоснование нового (модульного) мышления4.2. Портреты 4-х мыслителей , как идеалов реально существующих в истории человечества: (Томас Гоббс, Карл Маркс, Томас Мор, Михайло Ломоносов).