Социальная динамика; пять «формул прогресса»

Михайловский, как и подавляющее большинство социологов XХ в., был эволюционистом26и пытался определить общее направление прогресса, дать его критерий, оценить другие социологические подходы к этой проблеме. Как все другие научные проблемы, он и эту трактует сквозь призму «судеб личности». В разное время он предложил несколько формулировок прогрессе, не очень-то заботясь (впрочем, это ему свойственно) о логической подгонке их друг к другу и к фактам, которые каждая из них претендовала объяснить.

Первая составила его знаменитую «формулу прогресса», с которой Михайловский и вошел в историю отечественной социологии (1869-1870 гг.): «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно все, что уменьшает разнородность общества, усиливая, тем самым разнородность его отдельных членов»27. В этом определении главный упор, делается на чисто метафизическую трактовку количественных моментов (уменьшение или увеличение) двух разновидностей разделения труда «экономического» и «органического» на каждом витке, этапе развитая, После критики Михайловский упор сделал на словечко «смена» разных состояний.

В ходе полемики со Струве и Плехановым он предложил самую краткую и наиболее абстрактную формулировку: прогресс это «борьба за индивидуальность», но в чем тогда специфика общественного прогресса, если «борьбе за индивидуальность», по Михайловскому, имеет место и в растительно-животном мире? В ответ новая формула: прогресс это «последовательная смена форм кооперации», или смена трех этапов «борьбы за индивидуальность» в истории: объективно-антропоцентрического (исходная «простая кооперация»); эксцентрического («сложная кооперация») и субъективно-антропоцентрического (вторая раз-

новидностъ «простой кооперации»28. И еще более узкие малоизвестные трактовки: прогресс это смена трех исторических напластований в ходе функционирования, развития и смены «сложной кооперации» (отчасти это толкование напоминало законы стадий О. Конта: 1) первая фаза теология, абсолютизм, война, владычество крупного землевладения; 2) вторая конституционное устройство, метафизика, цеховая эрудиция, биржа, господство крупного капитала; 3) и третья наука, право, владычество обязательного труда и простого сотрудничества29.

Переход от первой фазы к третьей в условиях России и должна, по Михайловскому, обеспечить русская интеллигенция как создательница идеалов и носительница позитивных знаний, как гетерогенная, надклассовая сила, враждебная и буржуазии, и аристократии, стихийно демократичная сила. Наличие ее вместе о общиной составляет историческую специфику России и здесь есть шанс перескочить вторую фазу, которая только еще пускает корни в стране. Впрочем, в конце 90-х гг. он считал, что этот шанс уже упущен и Россия вступила во вторую капиталистическую фазу эволюции. Кто же в этих условиях сможет реализовать критерий прогресса, тем более, что переход к новой «простой кооперации» он часто называл «великой революцией?» Оказывается, это должны сделать уже не массы или слои, например, интеллигенция, а отдельные энтузиасты земли Русской, типа Л. Толстого. «... Та сторона практической деятельности гр. Толстого, которая соответствует девизу «гармонического развития» представляет собой превосходную иллюстрацию к приведенной формуле прогресса, облекая ее ... в плоть и кровь. Соединяя в своем лице разнородные профессии, он уменьшает разнородность общества и в то же время усиливает свою личную разнородность... Гр. Толстой стоит на пути прогресса и делает нравственное, справедливое, разумное и полезное дело»30.

Несмотря на некоторое (терминологическое и содержательное) отличие всех этих «формул» (любопытно, что Михайловский называл их формулами, а не законами), их объединяет одно априоризм, телеологизм (на этической подкладке) и метафизичность, что делает их логически и идеологически несостоятельными. Мы в следующем разделе покажем, как введением ряда малоизвестных деталей в свои определения прогресса Михайловский сам опровергал свою общеизвестную «формулу прогресса».

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >