Кластеризация культур


Кластеризация культур

Кластеризация - это объединение объектов в группы (кластеры) на основе схожести признаков для объектов одной группы и отличий между группами.

Многообразие культурных различий привело исследователей к идее построения кластеров — совокупности стран (культур), обладающих схожими свойствами. Одну из таких классификаций предложили Ронен и Шенкар. Они выделили:

  • • скандинавский кластер: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания;
  • • германский кластер: Германия, Австрия, Швейцария;
  • • англоязычный кластер: США, Великобритания, Австралия, Южная Африка. Канада, Новая Зеландия, Ирландия;
  • • романский кластер: Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия;
  • • латиноамериканский кластер: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу;
  • • дальневосточный кластер: Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам;
  • • арабский кластер: Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;
  • • ближневосточный кластер: Турция, Греция, Иран.

Некоторые из рассмотренных авторами классификаций стран (Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один кластер. Познавательное значение этой классификации безусловно, однако следует в то же время согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречивость: так, например, с культурной точки зрения помещать в одном кластере Турцию и Грецию, по-видимому, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере и т. д. Вообще говоря, эта кластеризация должна рассматриваться просто как один из шагов будущей достаточно сложной и многомерной классификации.

Используя выделенные им пять измерений, Ф. Тромпенаарс также разбил страны, в которых проводились исследования, на кластеры (табл. 2.12).

В латиноевропейском кластере «выбивается» Испания. По крайней мере в свете данных наблюдений она не должна бы входить в этот кластер.

Таблица 2.12. Кластеры по Ф. Тромпенаарсу

Кластер

Индивидуализм (+)/ коммунитаризм (-)

Специальные отношения (+) / диффузные отношения (-)

Универсализм (+) / специализация(-)

Нейтральные культуры (+) / эмоциональные (-)

Культура достижений (+) / культура принадлежностей (-)

Английский

США

Великобритания

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

Азиатский

Япония

Китай

Индонезия

Гонконг

Сингапур

  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -

+

-

+

+

  • -
  • -
  • -
  • -
  • -

Латиноамериканский

Аргентина

Мексика

Венесуэла

Бразилия

+

+

-

+

  • -
  • -
  • -

+

  • -
  • -
  • -

+

+

+

+

-

+

+

  • -
  • -

Латино-европейский

Франция Бельгия Испания

Италия

  • -
  • -

+

-

+

+

  • -
  • -

+

+

-

+

  • -
  • -

+

-

  • -
  • -

+

-

Германский Австрия Германия Швейцария Чехословакия

+

  • -
  • -
  • -

+

-

+

+

+

+

+

+

+

  • -
  • -

+

+

+

-

+

Германский кластер получился необычайно «рыхлым». Можно говорить о значительной схожести профилей Австрии и Чехословакии, но, например, Швейцария здесь очень похожа на Францию и довольно сильно отличается от Германии,

В работе Ходжетса и Лютенса делается вывод о необходимости пересмотра более ранних классификаций. Нам же представляется, что требуется совершенствование методик сравнительных исследований. В частности, необходимо уделить особое внимание репрезентативности данных. Распространение черт, характерных для той или иной группы (топ-менеджеры, программисты, российские предприниматели «новой волны» и т. п.), на нацию в целом может быть неправомерно.

Выделение культурных групп (кластеров) — это еще один метод классификации и осмысления национальных культур. Между культурами разных стран существует много общих характеристик, что в определенной степени сокращает необходимость в выборе методов ведения бизнеса с учетом удовлетворения потребностей местной культуры. Антропологи, социологи и ученые, занимающиеся проблемами международного бизнеса, проанализировали такие факторы, как степень удовлетворенности условиями труда, распределение трудовых ролей и межличностные трудовые отношения, с целью идентификации групп стран со сходными культурными ценностями, от которых зависит выбор методов ведения бизнеса. На карте 4.2 представлены восемь групп стран, выделенные такими исследователями, как Симха Ронен (Simcha Ronen) и Одед Шенкар (Oded Shenkar). (По итогам проведенных исследований четыре страны — Бразилия, Индия, Израиль и Япония — не были отнесены ни к одной из культурных групп.) Культурная группа (культурный кластер) включает в себя страны, разделяющие многие сходные культурные ценности при сохранении определенных отличий. Многие культурные группы выделены по такому признаку, как общность языка; к этой категории относятся такие культурные группы, как английская, немецкая, латиноамериканская и арабская, и в меньшей степени скандинавская и европейская культурные группы. Испания и страны Латинской Америки разделяют многие культурные ценности, то же можно сказать об Израиле и США.

Специалисты многих международных компаний интуитивно используют принцип культурных групп в процессе разработки стратегии интернационализации деятельности компаний. Американские компании в первую очередь стремятся экспортировать свою продукцию в Канаду и Великобританию. Компании из Гонконга и Тайваня весьма успешно эксплуатируют китайский рынок. Точно так же испанские компании отдают предпочтение расширению своей международной деятельности в странах американского континента.

Близость культур может оказать влияние на способ проникновения компании на рынки зарубежных стран. Исследователи выяснили, например, что канадские компании в большинстве случаев выходят на британский рынок через открытие совместных предприятий с британскими фирмами. В то же время японские компании отдают предпочтение выходу на британский рынок посредством инвестирования в открытие новых предприятий (проекты green-field). Самая вероятная причина различия в подходах этих стран к выходу на британский рынок состоит в том, что из-за относительной близости национальных культур канадским компаниям удобнее вести бизнес с британскими партнерами, чем японским фирмам.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания