Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Прочее arrow Государственный экзамен arrow
Типографика

Общие правила оформления текста

Самое простое правило, регулирующее набор текстов, в том числе и для веб-страниц, можно сформулировать так: каждый знак текста должен функционально соответствовать своему предназначению, а не подменять собой другие и не подменяться другими.

Приведём несколько примеров, следствий данного правила:

Знак тире (–) нельзя заменять дефисом (-).

Знак номера (№) нельзя подменять буквой N.

Есть кавычки («»), и они не должны подменяться знаком дюйма ("). Существует правило, согласно которому внутри кавычек употребляются кавычки другого вида („“).

Есть буква «ё», и её совершенно незачем подменять буквой «е».

Спецсимволы, например, ©, не должны подменяться последовательностями символов вроде «(с)».

Апостроф (’) нельзя подменять знаком одинарной кавычки (').

Все эти символы можно написать в тексте веб-страницы при помощи цифровых или мнемонических последовательностей, более того, в обычном тексте они вполне нормально сохраняются и при наборе с клавиатуры. Например, чтобы напечатать длинное тире, достаточно набрать на цифровой клавиатуре 0151, удерживая нажатой клавишу Alt.

Употребление символов-заменителей по старинке, когда для этого были действительные технологические причины, сейчас просто странно. Компьютер – не печатная машинка, и всегда можно указать кодировку, в которой текст будет загружаться на экран. Следовательно, все указанные символы сейчас доступны для употребления.

Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращённых наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращённых обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч, например, «25 тыс.»), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (например, «6-го»). В наборе допустимы арабские и римские цифры.

Особое внимание при подготовке текстов к публикации следует уделить сокращениям. В русском языке различают следующие виды сокращений:

  • буквенная аббревиатура – сокращённое слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз);

  • сложносокращённые слова, составленные из частей сокращённых слов (колхоз) или усечённых и полных слов (Моссовет);

  • графические сокращения по начальным буквам (г. – год), по частям слов (см. – смотри), по характерным буквам (млрд – миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка – фабрика).

Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращённые слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.

Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.

Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри неё. При отделении десятичных долей от целых чисел следует ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ СКАЧАТЬ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Типографика
Введение1. Основные понятия экранной типографики1.2. Правила экранной типографики1.2.1. Общие правила оформления текста1.2.3. Правила расстановки пробелов и пробельных символов1.2.4. Правила расстановки дефисов, минусов и тире1.2.5. Правила расстановки переносов строки иобразования неразрывных конструкций1.2.6. Правила оформления гиперссылокВыводы по главе 12. Исследование средств автоматизацииподготовки текстов к публикации в Интернете2.1. Обзор средств автоматизацииподготовки текстов к публикации в Интернете2.1.1. Типограф студии Артемия Лебедева2.1.2. Типограф Евгения Муравьёва2.1.3. Типограф Евгения Лепёшкина2.1.4. Типограф студии «RMCreative»2.1.5. Типограф студии «Вито»2.1.6. Типограф «Jevix»2.1.7. Прочие типографы2.2. Сравнительный анализ средств автоматизацииподготовки текстов к публикации в ИнтернетеВыводы по главе 23. Разработка типографа3.1. Проектирование3.2. Системные требования3.3. Настройка параметров3.4. Расширение функциональных возможностей библиотекиВыводы по главе 3ЗаключениеБиблиографический список