ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОПИНГ-ПОВЕДЕНИИ

Психологическая защита включается автоматически и является неосознан­ной. Однако личность как социальное, сознательное и самостоятельное су­щество, способна разрешать конфликты, бороться с тревогой и напряжением целенаправленно. Для обозначения сознательных усилий личности исполь­зуется понятие копинг-поведения (coping), или осознанных стратегий сов­ладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. (Са­мо слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и оз­начает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельст­ва».). Впервые термин «копинг» был использован при исследовании спосо­бов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. Р. Лазарус (1966) распространил его на множество ситуаций острого и хро­нического психологического стресса. Он определял механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях угрозы, от­носящейся к физическому, личностному и социальному благополучию, как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями окру­жающей среды и ресурсами организма

При исследованиях стресса копинг-поведение нередко рассматривается как понятие, близкое по своему содержанию к психологической защите. Дей­ствительно, когда происходит любое стрессовое событие, нарушается гомео-стаз. Его нарушение может быть вызвано характеристиками стрессора или их восприятием. Организм человека реагирует на воспринятое нарушение либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адап­тивными действиями, целенаправленными и потенциально осознанными [Perrez M., Reicherts M., 1992]. В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или защитных механизмах. Во втором случае име­ет место осознанное поведение совладания. Основным отличием защитных автоматизмов от кошшг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых.

Для совладания необходимо, по крайней мере, соблюдение трех условий: во-первых, достаточно полного осознания возникших трудностей; во-вторых знания способа эффективного совладания именно с ситуацией данного типа и, в третьих, умения его своевременно применить на практике. Из сказанно­го понятно, насколько эффективность совладания зависит от того, является ли срабатывание данной защиты ситуативным или это уже элемент стиля лич­ного реагирования на трудности.

Некоторые авторы напрямую определяют копинг-стратегии, как осознан­ные варианты бессознательных защит. Действительно, по мере развития и формирования самосознания личность способна осознавать то, что ранее осу­ществляла автоматично. Это положение лежит в основе многих психотера­певтических подходов, которые ставят своей целью дать пациенту знания о психологической защите, учат фиксировать проявление ее механизмов, осоз­нанно и гибко использовать наиболее зрелые и эффективные из них [PlutchikR. A., 1980].

Психологическая защита и копинг-поведение у детей ? 101

В других случаях считается, что отношение между копинг-поведением и защитными механизмами более сложное. Совладание рассматривается не только как осознанный вариант бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие по отношению к ним, включающее в себя как бессоз­нательные, так и осознанные защитные техники [Ulich D., Mairing Ph., Strehmel P., 1980]. В рамках этого второго подхода механизмы психологи­ческой защиты выступают только как один из возможных способов реализа­ции стратегии копинга. Так, проекцию и замещение можно трактовать как часть стратегии совладания по типу конфронтации, изоляцию и отрицание — как часть стратегии отдаления и пр. механизмов.

При разграничении механизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания В. А. Ташлыков (1992) предлагает следующую схе­му анализа.

Инерционность. Механизмы психологической защиты не приспособле­ны к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники сознательного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации.

Непосредственный и отложенный эффект. Механизмы психологичес­кой защиты стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконт­роля человек может терпеть и даже доставляет себе мучения.

Тактический и стратегический эффект. Механизмы психологической защиты «близоруки», создают возможность только разового снижения напря­жения (принцип действия — «здесь» и «сейчас»), тогда как механизмы со­владания рассчитаны на перспективу.

Разная мера объективности восприятия ситуации. Механизмы пси­хологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим воспри­ятием, а также способностью к объективному отношению к самому себе.

Таким образом, несмотря на близость сравниваемых понятий, их можно разделить. Кроме указанных критериев, надо отметить принципиальную возможность обучения совладанию — применению осознанных стратегий за счет овладения определенной последовательностью действий, которая может быть воспринята и описана человеком.

Стратегии совладания классифицируются на поведенческие, эмоциональ­ные и когнитивные [Coyne J. С, Lasarus R. S., 1980, Heim E., 1988]. Среди них выделяют конструктивные, относительно конструктивные и неконструк­тивные стратегии. В поведенческой сфере к конструктивным, адаптивным стратегиям относятся сотрудничество и поиск поддержки в социальной сре­де, к относительно конструктивным — отвлечение от трудностей и проблем, обращение к какой-либо деятельности, уход в работу, альтруизм; к неадап­тивным — избегание, уединение. В когнитивной сфере активная переработ­ка проблем, приспособление, обретение равновесия описываются как конст­руктивные, относительно адаптационными названы: сохранение самооблада­ния, религиозность, придание смысла, проблемный анализ с поиском инфор­мации, более глубокое осознание собственной ценности как личности, отно-

102 ? Глава 2

шение к трудностям как к вызову судьбы. Неадаптивные формы в когни­тивной сфере — отвлечение и переключение мыслей на другие, игнорирова­ние сложной ситуации, отказ от преодоления трудностей, растерянность. В эмо­циональной сфере адаптивными формами являются протест, возмущение, оп­тимизм, равновесие, самоконтроль. Также способствуют преодолению ситуа­ции эмоциональная разгрузка, отреагирование чувств. Подавление эмоций, покорность, фатализм, самообвинения определяются как неадаптивные.

Изучение поведения в трудных ситуациях ведется в настоящее время в нескольких направлениях. Это исследование когнитивных конструктов, обуславливающих способы реагирования на жизненные трудности; влияния личностных переменных; анализ самих трудных жизненных ситуаций.

Р. Лазарус (1976) выделяет два глобальных стиля поведения в проблем­ной ситуации: проблемно-ориентированный стиль и субъективно-ориентиро­ванный. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональ­ный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоя­тельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнитель­ной информации. Субъективно-ориентированный стиль является следстви­ем эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося кон­кретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, использования алкоголя, наркоти­ков и т. д. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

«Разрешающие проблему» личности являются предметно-ориентирован­ными, то есть заинтересованными в анализе сути происходящего людьми, тог­да как «переживающие проблему» — личностью ориентированы и больше озабочены своим собственным состоянием или мнением окружающих. Кро­ме того, исследователи выделяют и третий базовый стиль реагирования — из­бегание.

Проведя исследовании 100 взрослых людей с высшим образованием, Р. М. Грановская и И. М. Никольская (1999) показали, что в трудных и не­приятных жизненных ситуациях для нормализации самочувствия они склонны использовать пять комплексных стратегий совладания с внутренним напря­жением и беспокойством.

Это, во-первых, взаимодействие личности с продуктами творчества - книгами, музыкой, фильмами, картинами, архитектурными сооружениями, другими предметами искусства. Совокупность этих стратегий можно обо­значить термином «арттерапия», подразумевая под этим механизм комплек­сного воздействия продуктов творчества на психику человека (отвлечение от неприятных переживаний, переключение мыслей на другие темы, сопе­реживание, эмоциональное отреагирование, получение эстетического наслаж­дения, душевная гармонизация под влиянием цвета, звука, ритма, хорошей формы). К этим стратегиям близки еще две: терапия творческим самовы­ражением (пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рисование) и созерцание красоты явлений природы.

Психологическая защита и копинг-поведение у детей ? 103

Достаточно часто взрослые также используют поведенческие стратегии. Сюда относятся «поиск социальной поддержки» (разговор и другие виды общения с близким человеком), «уход в работу» (учеба, работа, домашние дела), а также смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки, водные процедуры или другие виды физической актив­ности или мышечного напряжения - расслабления с целью психического успокоения). Популярны также так называемые приемы «за-» (заесть, за­гулять, залюбить, затанцевать). Их можно трактовать как защиту, при которой эмоциональная разрядка осуществляется через активацию экспрес­сивного поведения.

Наиболее частой стратегией совладания, проявляющейся в интеллектуаль­ной сфере, явилось обдумывание и осмысление причин возникшей ситуации, поиск выхода из нее, поиск позитивных моментов.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >