Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Прокурорский надзор arrow
Задачи и цели прокурорского надзора

Правовые гарантии независимости органов прокуратуры

Принцип независимости. Формула принципа: в своей организации и деятельности органы прокуратуры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

Содержание принципа выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной самостоятельности прокурора позволяют наиболее эффективно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провозгласить независимость прокурорских работников недостаточно, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа.

Необходимо выделить следующие правовые гарантии независимости прокурорских работников.

  • 1. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
  • 2. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Строительство и капитальный ремонт зданий, техническое оснащение органов прокуратуры может финансироваться также за счет средств местных бюджетов. Материальное обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура РФ.
  • 3. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
  • 4. В законе закреплена неприкосновенность прокурора. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ. Конкретизация этих законодательных положений нашла свое выражение в приказе Генерального прокурора РФ от 29.07.2002 № 46 «О порядке проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей». Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении прокурора и дальнейшего осуществления в отношении его уголовного преследования определен гл. 52 УПК и заключается в том, что в отношении прокурора уголовное дело может быть возбуждено вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Прокурор не может быть привлечен к административной ответственности.

5. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Одним из проявлений принципа независимости в повседневной жизни прокурора является недопустимость совмещения им своей и иной оплачиваемой или безвозмездной деятельности. В противном случае реализация принципа независимости прокурорских работников будет поставлена под угрозу.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ СКАЧАТЬ   След >
 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ
Задачи и цели прокурорского надзора
Понятие и сущность прокурорского надзораЦели и задачи прокурорского надзора в РФМесто и роль прокуратуры в государственно-правовой системе РФПредмет, структура и содержание курса «Прокурорский надзор»Прокурорский надзор и занимаемое им положение в системе учебных дисциплин специальности «юриспруденция»Основные этапы истории прокуратуры РоссииКонцепция развития прокурорского надзора на современном этапеПринципы организации и деятельности прокуратуры РФ, их система и значение для прокурорского надзораПравовые гарантии независимости органов прокуратурыГласность в работе прокуратурыФункции, выполняемые прокуратурой, их общая характеристикаСистема прокуратуры РФСтруктура Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурСтруктура и состав прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратурСтруктура и организация органов военной прокуратуры. Полномочия военных прокуроров.Следственный комитет при прокуратуре РФ, его система, структура, полномочия и организация деятельностиОрганизация работы и управления в органах прокуратуры.Информационно-аналитическая работа, планирование и контроль исполнения проводимых мероприятий прокурорской деятельностиВзаимодействие органов прокуратуры с судами, органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления и органами контроляОсновные положения прохождения государственной службы в органах прокуратуры РФПравовой статус прокурорских работниковСущность, предмет, задачи и приоритетные направления прокурорского надзора за исполнением законовОрганизация прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправленияАкты прокурорского реагирования как правовые средства устранения нарушений законовПоводы и основания проведения прокурорских проверок за исполнением законов, соответствием законам правовых актов, а также соблюдением прав и свобод человека и гражданинаСущность, предмет и особенности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, полномочия прокурора при осуществлении этой отрасли надзораСущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставамиПолномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставамиСущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствиеПолномочия прокурора по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствияОсобенности осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в новых условиях уголовного судопроизводстваОрганизация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органовСоотношение прокурорского надзора и судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса, а также процессуального руководства предварительным следствиемПравовое положение прокурора в уголовном судопроизводствеСущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражуОсобенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы, за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и за исполнением законов администрациями мест задержанных и заключенных под стражуПолномочия прокурора и формы прокурорского реагирования на нарушение закона, допускаемых администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражуДеятельность прокурора в суде первой инстанции по уголовным деламОбжалование приговоров и иных судебных решений, не вступивших в законную силу. Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанцияхУчастие прокурора в пересмотре приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силуФормы участия прокурора в судебном разбирательстве гражданских дел. Правовые средства реализации полномочий прокурора в суде первой инстанцииПересмотр в гражданском судопроизводстве судебных решений и определений, не вступивших в законную силу. Участие прокурора в суде второй инстанции. Участие прокурора в рассмотрении дел в гражданском судопроизводстве судами надзорной инстанцииПравовой статус прокурора в арбитражном судопроизводствеКоординация деятельности прокуратуры по борьбе с преступностьюУчастие прокурора в правотворческой деятельностиОрганизация работы с обращениями и приема граждан в системе прокуратурыМеждународно-правовое сотрудничество прокуратуры РФОбщая характеристика органов прокуратуры зарубежных стран