Основные этапы истории прокуратуры России

Образование прокуратуры в эпоху Петра 1 явилось продолжением его реформ государственного управления, в которых ведущую роль играло создание Правительствующего Сената и коллегий. На первом плане стояла борьба с казнокрадством, поборами. Эту функцию начал осуществлять институт фискалата, возникший в 1711 -рассматриваются как предшественники прокуроров, а фискалат – как прообраз Прокуратуры Задачи фискальной службы состояли в уголовном преследовании расхитителей казны, взяточников. Деятельность фискалов по выявлению преступлений и преступников была в основном тайной, нелегальной. Первым шагом по созданию института Прокуратуры в России стал Указ Петра 1 о реформе Сената от 12 января 1722 г., один из пунктов которого предусматривал: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, который должен рапортовать генерал-прокуро ру». В своем развитии российская Прокуратура прошла несколько этапов, определить которые можно на основе особенностей регулирования ее организации и деятельности на определенном историческом отрезке времени. Основной функцией прокурора на начальном этапе становления являлся надзор за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. Важным этапом в развитии прокурорской системы явилась губернская реформа 1775 г. В связи с изменениями административно-территориального устройства были упразднены должности провинциальных прокуроров. Их функции выполняли помощники губернских и уездных прокуроров. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в законе 1775 г. «Учреждения в губерниях». Этим же законом было предусмотрено создание прокурорских должностей при судах. Прокурорская система, сформировавшаяся при Екатерине 2, функционировала до середины Х1Хв. Новый этап в развитии прокурорской системы наступил во второй половине Х1Х в. Он тесно связан с реформами уголовного судоустройства и судопроизводства 29сентября 1862 г. император Александр 2 утвердил Основные положения преобразования судебной части в России, представленные ему Государственным советом. В это м нормативном акте речь шла о реорганизации прокурорских органов; «Основные положения» предусматривали учреждение при каждом суде прокуратуры и при необходимости – его товарищей. Прокуратура должна наблюдать за единообразным и точным соблюдением закона; обнаруживать и преследовать нарушения законного порядка и требовать его восстановления; формулировать предложения суду предварительных заключений в случаях, предусмотренных гражданским и уголовным судопроизводством. На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов Прокуратуры. Только в 1922 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принимает постановление об утверждении Положения о Прокурорском надзоре. Это был первый в истории российской Прокуратуры нормативный акт, специально посвященный регламентированию организации и деятельности органов Прокурорского надзора. На Прокуратуру были возложены следующие функции:- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Современный этап – принятие 17.01.92 г. Верховным советом РФ закона РФ «О Прокуратуре РФ». Согласно ч.4 ст.129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяется ФЗ. вышестоящей Прокуратуры, а остальные – из потребностей укрепления законности поднадзорных объектах. Прокуратура субъектов РФ и Генеральная Прокуратура принимают полугодовые планы. Итоги общенадзорной работы учитываются в статистическом отчете о работе прокуратуры.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >