Анализ оптового товарооборота

Одной из основных отраслей сферы обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, обще­ственного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых предприятиях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях формирования и развития рыночных отно­шений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению каче­ства товаров, успешному развитию розничной торговли, обществен­ного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизо­ванную доставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наря­ду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему, ассорти­менту и качеству поставляемых товаров. Оптовая торговля мало зани­мается вопросами оптимизации распределения товарных ресурсов по экономическим районам.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объ­емом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными пар­тиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим пред­приятиям и учреждениям — для производственных целей и внеры­ночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий — выявление, изучение и мобилизация резер­вов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, соверщенстрования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку: выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям, изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются ,и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности опто­вого предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономи­ческое развитие обслуживаемого региона, производственные возмож­ности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру предполагаемого поступ­ления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

При анализе торговой деятельности оптового предприятия ис­пользуют данные планов его экономического и социального разви­тия, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, те­кущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации.

Основной формой отчетности по хозяйственной деятельности оптового предприятия является «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» (форма № 1 -опт). В первом разделе «Основные по­казатели деятельности организации оптовой торговли» содержится информация об оптовом товарообороте, а также о розничной реали­зации товаров и собственной продукции розничной торговой сетью и общественным питанием, принадлежащими оптовой организации. Там же приводятся данные о среднесписочной численности работни­ков. Второй раздел «Структура оптового товарооборота по видам то­варов» включает сведения об оптовой и розничной реализации товаров в разрезе товарных групп. Третий раздел «Наличие и использование торговой сети организации оптовой торговли» содержит информа­цию о наличии сети складов, холодильников, магазинов, принадле­жащих организации оптовой торговли (на конец отчетного года).

Многие статистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования. Промышленные предприятия нередко пред­ставляют оптовым предприятиям отчеты о произведенной продукции (в ассортименте), движении и остатках товаров на их складах, данные которых также используются при анализе оптового товарооборота.

С внедрением в управление экономикой оптовых предприятий современных информационных технологий, компьютеров появились новые машинные источники информации. К ним, в частности, отно­сятся данные, которые содержатся в памяти персональных компьютеров, на электронных носителях информации, в виде разнообразных машинограмм,в интернете и тп.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >