Факторный анализ влияния состава, соотношения площадей торг. организации на величину РТО

На предприятиях торговли площадь обычно подразделяют на общую, торговую, площадь торгового зала.

Общая площадь магазина включает торговую, рабочую и вспомогательную площадь. Её определяют как сумму площадей всех этажей, измеренных в пределах внутренней поверхности наружных стен, площадей, антресолей и переходов в другие здания.

Торговая площадь магазина выражает сумму площадей торгового зала, залов отдела заказов и кафетерия, помещений для оказания услуг покупателям, включая площадь демонстрационного зала.

При анализе находят соотношения указанных площадей по правилу нахождения удельного веса, описанному для расчёта соотношений располагаемой, производственной и занятой оборудованием площади. Рост площади предприятия свидетельствует о расширении материально-технической базы. Однако здесь нужно учитывать правила соотношения торговой и общей площади. Опережение в росте общей площади в сравнении с торговой считается нерациональным.

О степени рационального использования торговой площади можно судить по показателю розничного товарооборота, приходящегося на единицу площади. Величину товарооборота на единицу площади определяют отдельно по общей, торговой и площади торгового зала как отношение объёма продаж к величине соответствующей из перечисленных площадей. В оптовой торговле этот показатель исчисляется на единицу складской или холодильной ёмкости делением товарооборота на одну из величин ёмкостей (руб./м3). Можно также определять товарооборот на одно рабочее место делением объёма реализации на количество рабочих мест.

Для оценки рациональности использования площади, кроме того, исчисляют показатель товарных запасов на 1 м2 общей или складской площади. Рост этого показателя свидетельствует о более эффективном использовании площади для хранения, но отрицательно влияет на эффективность использования товарных запасов (товарооборачиваемости). Поэтому на предприятиях или их подразделениях, специализирующихся на хранении товаров увеличение товарных запасов на единицу площади положительно характеризует использование складских площадей. В розничной торговле операции по хранению, по возможности, должны сводиться к нулю. Магазину следует добиваться роста объёма продаж, освобождаясь, насколько это возможно, от функций хранения, увеличивающих издержки обращения. Поэтому рост товарных запасов на единицу площади может отрицательно влиять на финансовый результат розничного торгового пред В факторном анализе использования состава площади магазина рассчитывают также влияние названных факторов на эффективность использования общей площади. Эффективность, как было сказано, характеризуется здесь размером товарооборота в расчёте на один квадратный метр рассматриваемой площади. приятия.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >