Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота

Розничный товарооборот торгового предприятия является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота пред­приятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития рознич­ного товарооборота города и покупательной спо­собности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимен­та реализуемых товаров, повышению качества обслуживания покупа­телей. Одновременно исследуют закономерности развития рознич­ного товарооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и ра­циональными нормами — по непродовольственным позволяет изу­чить и оценить степень удовлетворения потребностей населения в ма­териальных благах.

Однако на практике нередко изучают не общий объем розничного товарооборота, а за вычетом НДС и других налогов, взимаемых из вы­ручки от розничной реализации товаров, что теоретически и практи­чески является необоснованным.

Анализ динамики товарооборота проводят не только в сравнении с данными прошлого года, но и с фактическими показателями за ряд лет (в действующей и сопоставимой оценках). В странах с развитой рыноч­ной экономикой анализ динамики показателей хозяйственной дея­тельности предприятий обычно проводят по данным за 5-10 и более лет, в странах СНГ — за 3-5 лет. При анализе динамики товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности предприятий необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста и важно правильно определить базисный год.

Базисный год может быть начальным для развития определенных тенденций, оказывающих значительное влияние на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли организаци­онно-структурные изменения в составе предприятия (торговой орга­низации).

Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более ко­роткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >