КАТЕГОРИИ ЛОГИЧЕСКИЕ.

Итак, категории - это предельно общие понятия, не подлежащие дальнейшему обобщению, не имеющие родового понятия. В течение всего периода существования философской мысли логики стремились выявить корпус (таблицы) этих предельно общих понятий: категории должны существовать объективно и должны отражать наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА АРИСТОТЕЛЯ.

Ранние формы философского анализа категорий возникли в древности в учениях, пытавшихся выявить основные принципы бытия. Впервые собственно учение о категориях было изложено Аристотелем. Аристотель обобщил попытки предшествующих философов и составил таблицу категорий, с гордостью заявив, что "мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать с большой затратой времени и сил". В четвертой главе "Категорий" он пишет: "Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, двойное, половинное, большое; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет; "претерпевать" например, его режут, жгут" (с. 55). Таким образом, Аристотель выделил категории сущности, количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания. Таблица Аристотеля оказала определяющее влияние на развитие учения о категориях вплоть до нового времени, но в ХХ в. она подверглась резкой критике со стороны выдающегося французского структуралиста Э. Бенвениста, который, в отличие от большинства структуралистов, очень много внимания уделял связи языка и мышления (см. его ставшую классической статью "Категории мысли и категории языка" (1958), на которую мы уже ссылались).

Отношения мысли и языка не симметричны, и язык нельзя считать лишь формой мысли. Если язык может быть описан вне всякой связи с мышлением, то мышление нельзя описать в отрыве от языка. В связи с этим Бенвенист спорит с многовековой традицией, идущей от Аристотеля, согласно которой мышление первично относительно языка, поскольку оно обладает общими, универсальными категориями, отличными от специфических для каждого отдельного языка языковых категорий. К числу таких категорий со времен Аристотеля относили субстанцию, количество, время и т. д. Для опровержения такой точки зрения Э. Бенвенист разбирает особенности подхода Аристотеля и показывает, что все эти категории так или иначе оказываются категориями древнегреческого языка, на котором писал философ и который он только и учитывал. В системе общих аристотелевских категорий находят отражение система частей речи этого языка (различие имен, в том числе прилагательных, глаголов, наречий), набор грамматических категорий (залог, время), существование особых языковых единиц, в частности, глагола бытия, выполняющего также функцию связки. Как показывает Э. Бенвенист, логика Аристотеля представляет собой упрощенный древнегреческий синтаксис. Разумеется, Э. Бенвенист не считает все эти явления специфическими лишь для древнегреческого языка и отмечает общеиндоевропейский характер многих из них, в результуте чего данные категории, как правило есть во французском языке, отдаленно родственном древнегреческому. Однако эти категории вовсе не обязаны иметь место во всех языках. В связи с этим приводится пример из языка эве (его носители живут в Западной Африке, в современных Того и Бенине), где привычному для европейца единому глаголу бытия соответствует пять совершенно различных глаголов. Подробный анализ взглядов Бенвениста дается В. М. Алпатовым в его "Истории лингвистических учений".

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >