ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ (ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ)

ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие "Новосибирский госуниверситет" мы переходим к понятию "университет". Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Содержание понятия, образованного в результате операции обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом - категории, например "материя", "сознание", "движение", "свойство", "отношение" и др. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя. Рассмотрим вопрос о категориях подробнее.

Категоризация в узком смысле - подведение явления, объекта, процесса и т. п. под определенную рубрику опыта - категорию - и признание его членом этой категории. В более широком смысле категоризация - процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека сообразно сущностным характеристикам его функционирования и бытия, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений и т. п., а также результат классификационной (таксономической) деятельности. Таким образом, категоризация - одно из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, связанное едва ли не со всеми когнитивными способностями и системами в его когнитивном аппарате, а также с совершаемыми в процессах мышления операциями - сравнением, отождествлением, установлением сходства и подобия и т. п. Хотя способность к категоризации, а следовательно, способность классифицировать и распределять явления, воспринимаемые как идентичные или в чем-либо сходные, в одни группировки, а также способность определять, относится ли вновь обнаруживаемая реалия к установленным прежде группировкам, проявляется у человека очень рано, несомненно, что она изменяется с возрастом и приобретает более совершенный характер с накоплением опыта, а, главное, с усвоением языка. Иногда утверждают, что категоризация - явление лингвистическое и о нем следует говорить как о лингвистической категоризации. Ее результаты отражены в полнозначной лексике, а каждое полнозначное слово можно рассматривать как отражающее отдельно взятую категорию со стоящими за ней многочисленными ее представителями. Не будь имен, как знали бы мы, к какому классу или категории относит человек, говорящий на естественном языке, какой-либо объект, процесс, признак или явление. Но такое утверждение не следует понимать чересчур буквально: животные тоже реагируют на стимулы разной природы, маленькие дети, не зная общих терминов (например, номинаций "фрукты" или "овощи"), раскладывают по просьбе экспериментатора данные им предметы по разным кучкам, и т. д.

Категоризация связана и с таким явлением, как концептуализация мира - выделение отдельных концептов или их устойчивых объединений. Изучение когнитивного развития ребенка доказывает, как показал Лев Семенович Выготский (1896 - 1934 гг.), что процесс формирования концептов проходит разные качественные стадии, на одной из которых ребенок создает малоупорядоченные "кучи" - синкреты, на другой - обобщает однородные предметы - комплексы и т. д. до тех пор, пока он не начинает формировать подлинные концепты. В анализе категоризации нужно учитывать пути формирования новых категорий и пути пополнения и развития имеющихся, исследование отношений между членами одной категории и критериев, в соответствии с которыми они считаются или не считаются представляющими одну и ту же категорию. Центральными понятиями при описании процесса категоризации являются понятия прототипа и объекта базисного уровня. В отличие от научных и логических категорий естественная категория может объединять члены с неравным статусом, т. е. не полностью повторяющимися признаками. Один из таких членов может обладать привилегированным положением, являя собой лучший образец своего класса, т. е. наиболее полно отвечая представлению о сути объединения и своем прототипе, вокруг которого группируются остальные члены категории. Как уже отмечалось, образование категории тесно связано с формированием концепта или группы концептов, вокруг которых она строится, т. е. с выделением набора признаков, выражающих идею подобия или сходства объединяемых единиц: в естественных категориях ее члены объединяются не потому, что такой набор считается обязательным для каждого члена категории, но потому, что эти члены демонстрируют - в большей или меньшей степени - некоторое подобие с тем членом, который выбирается за лучшего представителя своего класса. Суждения о принадлежности к одной или разным категориям - итог сопоставления двух концептуальных структур, выраженный в высказывании X - это пример категории Y. Однако ответом на вопрос о принадлежности X категории Y может быть не только утвердительный, отрицательный, но и "может быть", "не вполне уверен" и т. п., поэтому ответы указанного типа носят творческий характер. Проблема выведения знания о типе, категории из знания об отдельных представителях (экземплярах) составляет одну из центральных проблем когнитивной психологии и до сих пор не решена. Ясно, что самое непосредственное отношение к данному процессу имеет язык и в любом языке мира специальными обозначениями выделены главные для него категории [Кубрякова, 1996в].

 
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Скачать   След >